В Третьяковской галерее открыта выставка с весьма претенциозным названием - "Русский импрессионизм". Представлено более 150 работ русских художников конца XIX - начала ХХ века. Заявлено, что выставка посвящена отмечаемому в этом году столетию Союза русских художников, хотя наиболее ранние выставленные картины относятся к 1880-м годам. Работы Врубеля, Серова, Коровина, Борисова-Мусатова, Бакста соседствуют произведения советских мастеров - Пластова, Грицая, Герасимова, Кукрыниксов и пр.
Большинство представленных картин хорошо известно публике, поэтому в этом смысле выставку сложно назвать открытием. Объединяющим признаком стала свойственная многим русским художникам живописная манера, действительно несколько напоминающая работы французских импрессионистов, - любовь к свободному сочному мазку, фактурности красочной поверхности и особенно к работе на пленэре. При этом творчество русских художников отличается особой жаждой чего-то светлого, "отрадного", которое они стремились увидеть в каждом предмете.
Французский импрессионизм действительно оказал заметное влияние на творчество некоторых русских художников конца XIX века, в частности Коровина и Серова, однако их произведения все же серьезно отличаются от работ Мане или Дега, тем более что Союз русских художников возник, когда в самой Франции импрессионизм уже давно закончился. Наиболее сильно он повлиял на творчество тех русских художников, которые подолгу жили во Франции, например Николая Тархова, чья персональная выставка недавно проходила в Третьяковке. Еще более сомнительным кажется зачисление в импрессионисты классиков официального советского искусства вроде Пластова или Герасимова. Однако их работы, выставленные рядом с произведениями художников начала века, зазвучали совсем по-новому. "Импрессионизм" был для советских художников своеобразным пределом творческой свободы, тем максимумом, на который они могли отойти от эстетики официального соцреализма.
Открытием выставки стали картины, привезенные в Москву из Музея русского искусства, с недавних пор существующего в Миннеаполисе. Музей возник из частной коллекции известного знатока и собирателя советского искусства Реймонда Джонсона. Джонсона в отличие от большинства западных коллекционеров интересовали не работы противостоящих советской эстетике художников-нонконформистов, а картины мастеров, в творчестве которых живы традиции дореволюционной русской живописи. Выставка в Третьяковке стала первым опытом экспонирования коллекции Джонсона в России.