Чемпионом стал Геннадий Сидоров. Его "Старухи" отмечены как "лучший дебют", получили награду ФИПРЕССИ и главный приз - "Золотую розу".
"Мы выбрали фильм, на котором зал сильнее смеялся", - сказала Шахла Наид, председатель жюри кинопрессы. Критик из Франции вряд ли оценила причину веселья. Зал, сонно реагировавший на скучное, кое-как снятое действо, заходился, когда в тяжкий диалог включалась живая речь бабушек из-под Костромы. Местные старухи, обвыкнув к киношникам, выдавали в камеру изощренное ненормативное словоизвержение, обычное для них, но гомерически смешное для городского уха. Таковые документальные вставки обеспечили дурно снятому фильму бодрящую аутентичную атмосферу, а Сидорову - статус почвенника. Глава российского жюри, Валерий Тодоровский, не мог не отреагировать на "Старух". Адорно считал, что у людей массмедиа рефлексия отмирает, способность мыслить заменяется клише. Продюсер телеканала, мечущий сериалы, как икру, видимо, начал воспринимать интересы зрителя, как свои. А пипл с удовольствием хавает хамство. Для иностранцев, не понимающих нашей мовы, есть другой манок. Обитатели села - пьянь, дауны и старухи. "Я провинции не знаю, - говорит Сидоров, - но уверен, там все такие". Спасение приходит из Азии. Семья беженцев украшает гнилую избу ковром, вещает литературным русским и строит электростанцию. Политкорректная мусульманизация российской глубинки потрафила иностранцам. Отдельно смешно, что на прошлом "Кинотавре" российское жюри отказалось замечать великолепного "Мазепу" Юрия Ильенко, покарав его менее отъявленное русофобство.
Гран-при "Кинотавра" - "Шик" (Россия-ФРГ-Франция-Италия) Бахтиера Худойназарова. Золотой мальчик таджикского кино получал за "Братана" и "Кош ба кош" призы значимых МКФ в начале карьеры, когда делал искренние штучные фильмы. В то время у нас о нем писал, кажется, только Андрей Плахов. Усвоив формулу успеха - национальное в европейской фольге - и переехав в Берлин, Худойназаров был срочно оценен за живописного, но уже безвкусного "Лунного папу". "Шик" - следующая серия своего на продажу - лишь подтверждение авторитета. "Магнитные бури" Вадима Абдрашитова удостоились специальной награды, а их сочинитель Александр Миндадзе - приза имени Григория Горина за лучший сценарий. Такое соотношение источника и итога справедливо: литературная основа абдрашитовских фильмов, как правило, солиднее режиссуры. Однако, имея в конкурсе "Магнитные бури", награждать "Старух" - подтверждать правоту Шопенгауэра: если противник раздражает вас талантом и умом, плюньте ему в лицо, и победа будет за вами.
Тем не менее нельзя сказать, что жюри пустилось в тяжкие. В таком случае бонусы за "женскую" и "мужскую" ушли бы "Старухам", например матерщиннице Гале и самому Сидорову, вжившемуся в образ алкоголика-солдафона. Лучшей актрисой признана Анна Овсянникова - одна из героинь фильма "Бабуся" Лидии Бобровой. Лучшим мужчиной - ансамбль мужиков из "Правды о Щелпах". Камиль Тукаев, Алексей Шлямин и Леонид Окунев - актеры из Тюмени и Екатеринбурга - сообща создали образ почти идеального мужа. Возможно, соломоново решение предложили женщины, Агафьи Тихоновны в душе.
Жюри X МКФ оказалось более щепетильным. Призы и дипломы были выданы Лене Эндре и Натали Бьерк - героиням отличного "семейного" фильма Ричарда Хоберта "Все любят Алису" (Швеция). Поляк Хенрик Голенбиевский, сыгравший "Эдди", добавил обласканному фестивалями фильму Петра Тжаскальского еще одну награду. Специальных призов удостоились датчанин Нильс Мальмросс за жесткий автобиографический фильм "Знать правду" и хорват Далибор Матанич, автор "Прекрасных мертвых девчонок" - умного, хорошего зрительского фильма, сделанного всего за 300 тысяч долларов. Ходили слухи, что под давлением обстоятельств жюри переиграло первоначальное решение. Как бы там ни было, "Золотая роза", к всеобщему ликованию, досталась дебюту "Икота" (Венгрия) Дьердя Палфи. Выбор ФИПРЕССИ вновь пал на постановочно-документальное кино, впрочем, несравненно лучшего качества, чем российский вариант, - интеллигентный фильм Элизабет Мартон "Меня звали Сабина Шпильрайн" о том, как пациентка Карла Густава Юнга стала не менее выдающимся ученым, чем ее врач и любовник.
"В этом году мы решили не устраивать "площадку" молодняка" и показать работы начинающих наравне с грандами", - сказала Ирина Рубанова, директор российских программ. Так что на XIV "Кинотавре" фильмов получилось меньше, чем обычно. Но фестиваль оценивают не по числу, а по качеству картин. В условиях слабой профессиональной вменяемости наших кинематографистов "Кинотавр", как любой смотр российского кино, должен сделать выбор. Либо вести жесткий отбор, соответствующий статусу "фестиваля", либо перевести мероприятие в разряд "панорамы".
Сочи