"Магнитные бури" Вадима Абдрашитова - козырь XIV "Кинотавра" - блестяще снятая схема социальных ролевых отношений вне человеческих характеров. "Бабуся" Лидии Бобровой - рассказ о мытарствах старушки, раздавшей все и выставленной за порог. Актуальная тема, прописанный сюжет и - грубейшие идеологические опоры: рушники, жалейки, выкрики "где же ты, Господи?" и "как мы дошли до жизни такой?". В забытом людьми селе обитают "Старухи" Геннадия Сидорова. Однажды им на голову падают беженцы из Средней Азии, которые одушевляют и электрифицируют первобытно-общинный быт. Меткий глаз, наблюдательность и полная неадекватность пророссийского замысла и антирусского воплощения.
Откуда растут ноги раздрызганности "взрослого" кино, показала программа работ "Дебют. Короткий метр". Ребята пытались работать с современностью, но при этом уподоблялись герою 15-минутки Ирины Ситковой "Очки". Парень близорук, почти слеп и таскает на носу нечто вроде бинокля. Мир для него - невидимая зона. Предмет, на который направлен взгляд, обретает искаженные гипертрофированные черты. На фоне ученических этюдов выделяются "Полдень" Александра Ломакина и фильм "Накануне" Рамиля Салахутдинова. "Полдень" - первая картина о войне в Чечне, которую не стыдно смотреть. Утро. Открываются двери военкомата. Приходит начальство. Пьют чай, закусывают, разбирают бумаги. В коридоре родители ждут информации о детях. Секретарша болтает по телефону и выстукивает списки погибших. Одним рутина, другим - приговор. Ни истерики, ни фальши, словно плесень проевшей "военное" кино последнего года: "Марш-бросок", "Солнечный удар" и "Кавказскую рулетку". Герой фильма "Накануне" - врач муниципальной больницы. Ему под сорок, он уже не ждет милостей от жизни, но еще не перестал реагировать на окружающий мир. Сдав дежурство, врач бродит по городу, встречается с другом, с бывшей женой, с отцом и с каждым демонстрирует иную модель поведения, хотя со всеми, вспоминая молодость, ностальгирует на одну тему. Подобная психологическая мобильность в нашем кино - ценность необыкновенная. "Накануне" - лучшая лента российской программы.
Почти одновременно с Салахутдиновым к съемкам фильма на подобную тему приступил прошлогодний призер "Кинотавра", режиссер - "событие" 2002 года Алексей Мурадов. В конкурсе нынешнего фестиваля попала его картина "Правда о щелпах" - перегруженная людьми и словами история об одном дне из жизни не одного, а трех товарищей. Перемещаясь по пейзажу провинциального городка, они заходят к друзьям, базарят с экс-супругами и нон-стоп талдычат, как искренни и молоды они были когда-то. Мурадов и Салахутдинов - выпускники мастерской Алексея Германа и Светланы Кармалиты. Трудно предположить, что великий компилятор Мурадов, предпочитающий вдохновляться чужими идеями, не знал, какое кино снял его однокашник.
"Я беру свое, где нахожу" - этого принципа вслед за Моцартом придерживаются многие кинематографисты, участвующие в конкурсной программе. Бахтиер Худойназаров, снявший "Шик" о трех товарищах, нашел вдохновение в итальянском и советском неореализме. В основе - рассказ Рея Брэдбери "Костюм сливочного цвета", в титрах не отметившийся. Александр Хван приспособил "Кармен" Проспера Мериме к российской действительности, но не стал поминать писателя всуе. У Виталия Мельникова, взявшего за костяк фильма "Бедный, бедный Павел" труды Мережковского, были шансы вслед за писателем сделать тенденциозное, но значимое авантюрное кино. Мельников предпочел не давать историческим фактам субъективной интерпретации и красиво экранизировал клише, знакомые из начальной школы.
Сочи