Началась юбилейная, пятидесятая по счету, Венецианская биеннале. По устоявшейся традиции у каждой выставки есть своя "сквозная" тема. В этом году Франческо Бонами, избранный главным куратором биеннале, предложил поразмышлять на тему "Мечты и конфликты. Диктатура зрителя" (Dreams and conflicts. Dictatorship of the viewer), дав участникам полную свободу в раскрытии этого тезиса. Свое видение вопроса представили на суд общественности художники более шестидесяти стран мира, в том числе и российские.
Россия принимает участие в венецианских биеннале с первой же выставки 1895 года. К сожалению, одна из старейших стран-участниц пока не может похвастаться особыми успехами. Собственный выставочный павильон, созданный в 1914 году по проекту знаменитого архитектора Алексея Щусева, "Почетное упоминание" 1990 года и единственный главный приз биеннале "Золотой лев", доставшийся в 1993 году за "Красный павильон" Ильи Кабакова, - вот и все немногочисленные достижения┘
Не в последнюю очередь это связано с ситуацией, в которой оказалось искусство в 1990-х годах. Избавившись от советского идеологического давления, художники столкнулись с идеологией рынка. На поддержку современного российского искусства денег ни у кого не нашлось. Возможно, в скором времени ситуация изменится: Министерство культуры передало управление российским павильоном Государственному музейно-выставочному "Росизо" (прежде этим занимался Государственный центр современного искусства). Директор "Росизо" Евгений Зяблов, ставший комиссаром российского павильона, сумел найти спонсора, выделившего деньги не только на поддержку художников (для сравнения: бюджет павильона США в 2001 году составил около 4 миллионов долларов, а бюджет российского павильона в 2003 году - 200 тысяч долларов), но и на ремонт выставочного здания, давно нуждающегося в реставрации.
Как считает художественный руководитель и куратор российского павильона Виктор Мизиано, тема 50-й биеннале "панэстетическая, она нарочито вненациональна и внесоциальна". Российский проект, отвечающий этой главной теме биеннале, получил название "Возвращение художника". Его представляют Сергей Братков, Константин Звездочетов, Валерий Кошляков, дуэт Владимир Дубосарский и Александр Виноградов. Раскрывая свой замысел, Мизиано разъяснил, что ему было важно отобрать состоявшихся и востребованных художников для участия в респектабельной венецианской биеннале. По его мнению, именно эти художники на протяжении девяностых годов представляли живопись как современное художественное выразительное средство и сегодня определяют русскую визуальную культуру.
Экспозиция русского павильона построена максимально зрелищно. Три комнаты главного этажа отданы под живопись, а в цоколе размещен фото- и видеопроект Браткова. Оклеив свой зал "веселенькими" обоями, Звездочетов разместил в нем три большие картины из серии "Типы Москвы", написанные в фирменной лубочно-комиксной манере а-ля советский журнал "Крокодил". Следующий зал завешан гофрокартоном - любимым материалом Кошлякова, прямо в Венеции создавшего свои очередные живописные миражи, в которых сталкиваются обрывки воспоминаний о классической архитектуре со смутными образами современных небоскребов. Дубосарский и Виноградов написали огромный многофигурный фриз (3х26 метров), охватывающий все пространство комнаты павильона. Братков придумал фотографические "истории в картинках", посвященные выставленным вместе с ним коллегам-художникам.
Нынешняя биеннале должна показать, удалось ли российскому искусству преодолеть кризисную ситуацию и перейти из положения бедного родственника в разряд полноценных участников международной артсцены.