- Почему вы оставили пост министра культуры Украины?
- Поменялось правительство. К тому же, будучи на посту министра, я начал исполнять обязанности художественного руководителя Украинского национального театра имени Ивана Франко. В этом театре я работаю свыше 30 лет и сыграл здесь лучшие роли - Ричарда III, Короля Лира, Тевье-Молочника. Так что, когда постоянный руководитель Сергей Данченко заболел, я не мог оставить труппу и возглавил театр. Думаю, это к лучшему. В конечном итоге пришлось бы сделать выбор - либо министр, либо артист. Правда, роль министра я тоже играл. Я ходил без галстука, одевался не по протоколу. Однажды пришел на заседание правительства с огненно-красными волосами. Полтора года я пытался создать новый творческий тип чиновника.
- Сколько фильмов снимается на Украине? Государство поддерживает кинематограф?
- Точной цифры не знаю, поскольку снимается не только художественное, но и телевизионное кино. Сейчас сняли первую серию "Богдана Хмельницкого". На днях на ТВ будет премьера 14-серийного телефильма "Завтра будет завтра". В этом сериале Марк Рудинштейн играет еврейского олигарха, я - украинского, Белявский - русского. При мне государство выделяло на кино 20-25 миллионов гривен - около 5 миллионов долларов. Для молодых режиссеров выбивали дополнительные деньги. Но бывало, средства найдешь, а снимать нечего. Один режиссер 15 лет жалуется на простой. Я предложил ему снять "Тараса Бульбу" в копродукции с поляками, но так и не добился, чтобы он принес сценарий. В этом году государство недодало нашему кинематографу полтора миллиона. Думаю, у российского и украинского кино аналогичные трудности. Но сейчас в проблемы кино я не вникаю.
- "Мазепа" участвовал в конкурсе "Кинотавра". Но фильм замолчали, он остался "вещью в себе". Вам не обидно?
- Обидно. Но что делать? На фильмах Сергея Параджанова в зале сидели 15 человек. Продюсеры ждали, что резонанс от "Мазепы" будет, как от "Чапаева". Но этого, естественно, не произошло. Фильм Ильенко - сложный, авторский, длинный. Чтобы привлечь зрителя, надо было делать его в стиле исторического боевика.
- Когда вы играли Мазепу, вы были не просто актером, а государственным человеком. Вы не думали, что вас обвинят в русофобстве?
- Я - исполнитель. К тому же к "предательству" Мазепы отношусь спокойно. Подобные упреки я выслушивал, когда согласился играть Богдана Хмельницкого у Гоффмана в картине "Огнем и мечом". Родственники и коллеги убеждали, чтобы я отказался участвовать в экранизации антиукраинского романа Генрика Сенкевича. Хмельницкий выступил за независимость своего государства и изменил Польше. Мазепа пошел против Петра и стал предателем России. Так что, на Украине не было ни одного нормального человека? Существуют два произведения: "Полтава" Пушкина, которую мы учили, и "Пан Войнаровский" Рылеева, о котором мало кто знает. Декабрист делает из Мазепы идеал борьбы с царским самодержавием. Я тщательно изучал своего героя и понял, что передо мной личность крайне неоднозначная. Политик, он сам придумывал восстания, сам их подавлял. Умирал несколько раз, был просветителем с потрясающим образованием, построил 15 церквей, мечтал о независимости. При чем здесь антирусские настроения? К тому же, извините, в России в последнее время сделано столько порнофильмов о русских царях. Патриоты с удовольствием смотрят и не понимают, что эти ленты принадлежат тому же идеологическому ряду, что и "Мазепа". Но человек знает лишь то, что хочет знать.
- Жанр, в котором сняты фильмы о Мазепе и Хмельницком, называют "гетьманиана". Что еще планируется снять в этом жанре?
- Олесь Санин сделал картину "Мамай" - эпопею про человека с оселедцем с кобзой в руках. Тем не менее я считаю, что современный украинский кинематограф должен взять за основу историческое кино. Наша история - клондайк сюжетов.
Сочи