Директор Союзкинорынка Евгений Ломакин выразил надежду, что слияние их детища с "Кинотавром" поможет развитию российской киноиндустрии. Откроет "рыночную" неделю вовсе не обещанная "Прогулка" Алексея Учителя, отдавшего право первой ночи Московскому МКФ, а неведомый "Бумер" Петра Буслова. В создании фильма приняла участие киностудия "СТВ" ("Брат", "Кукушка"), поэтому есть надежда, что эта криминальная история не окажется банальной.
На фестивале уже есть купленная картина. Российская компания "Василиса" приобрела ленту Василия Серикова "Притяжение" и осенью пустит ее в прокат. Сериков называет свой дебют первым российским мистическим триллером. Русский язык припас для этого жанра более меткое слово - "ужастик". Это относится не только к сюжету, в котором волк-оборотень наводит панику на Тверскую область, но и к способу изложения истории. Логика повествования неясна, от сценария Александра Муромцева осталось не больше, чем от съеденных героев. Тем не менее фильм эмоционален, а чувство - редкая птица в российском кино.
Если в мире животных в этом киносезоне моду задают волки ("Весьегонская волчица", "По ту сторону волков"), то в царстве женщин - Настасьи Филипповны. По образу и подобию этой странной леди скроены героини "Кавказской рулетки", "Игры в модерн", онкологической мелодрамы Виталия Москаленко "Жизнь одна", фильма "Шик" Бахтиера Худойназарова (большой привет от "Я шагаю по Москве"), хвановская "Кармен" и даже некоторые дамы из короткометражек "Дебют-Кинотавр". Бурная жизнь, поиск любви, копошение в "подсознанке" и некий драматический экивок под занавес. В общем, сплошная достоевщина.
Болезненность не обошла даже "Вторую невесту императора" - пятую серию телефильма Светланы Дружининой "Тайны дворцовых переворотов". Несмотря на карамзинский титр "История Государства Российского" и клятвы режиссера, что все в фильме суть исторический документ, лента похожа на коммунальную кухню, где непонятно, кто, кому и почему плюет в суп. При этом каждый кричит о своей правде и печется о благе страны. Как вырванная из контекста серия оказалась в конкурсе кинофильмов - отдельный вопрос. Впрочем, от первой половины фестиваля открытий ждать не приходится. Все, что принято считать "лучшим", припасено к финалу.
В отличие от российской программа Х МКФ составлена ровно. Но к зарубежным фильмам - другой счет. В них есть базовый уровень, владение профессией. "Ленты, представленные в конкурсе этого года, я смотрел в набитых залах, иногда сидя на полу", - говорит отборщик Сергей Лаврентьев. На "Кинотавре" на них любуется главным образом жюри. "Поездка" Элис Нелис, "Знать правду" Нильса Мальмроса, "Эди" Петра Тжаскальского - эти участники европейских кинофестивалей пропадают втуне. Аншлаг случился на вялой картине "Девот". Режиссер из Германии Игорь Зарицкий, сойдя с самолета, не стал целовать землю, а помочился на ближайшую пальму, был оштрафован на 513 рублей и, видимо, этим обеспечил себе полный зал.
Каждый имеет право развлечься, как пожелает. 9 июня во время просмотра фильма "Я шагаю по Москве" съемочная группа - режиссер Георгий Данелия, оператор Вадим Юсов, Никита Михалков, Евгений Стеблов и Галина Польских - за 20 минут до слова "конец" устроили рекламную паузу и вышли приветствовать зрителей. Похоже, юбиляры остались недовольны впечатлением от слегка устаревшего фильма и решили встряхнуть действие. В тот же день сборная "Кинотавра" сыграла в футбол с администрацией города Сочи, продув с единственно возможным политкорректным счетом и пропустив один мяч.
Сочи