Астрахан успевает все.
Фото Михаила Гутермана
- Дмитрий, снимаете очень много. За 13 лет выпустили 17 картин. Таким количеством могут похвастаться немногие...
- Это обманчивое впечатление. Просто вы видите все картины, что я делаю. Они выходят примерно раз в год, а иногда даже чаще, потому и создается такое впечатление. На самом деле я просто много работаю. Работаю каждый день, сутками.
- Один из ваших последних фильмов "Подари мне лунный свет" с Николаем Еременко и Натальей Андрейченко из-за конфликта с продюсером вышел даже без вашей фамилии в титрах. Конечно, это ситуация исключительная. А как обычно складываются отношения между режиссером и продюсером?
- Споры между режиссером и продюсером - явление обычное. Когда готовился сериал "Зал ожидания", мы с продюсерами Константином Эрнстом и Анатолием Максимовым часто спорили, но там не было такого амбициозного упорства. Конфликт, приведший к такому безумию, произошел у меня впервые. Я так устроен - в клетке не пою, в неволе не размножаюсь. Я должен быть свободен и знать, что отвечаю за все.
Мне кажется, самое сложное для продюсера - сделать правильный выбор. Но если он выбрал режиссера и сценариста, то ему надо обеспечить им все условия, а затем найти силы и отойти в сторону. Это очень тяжелое, я бы даже сказал мучительное, но необходимое для продюсера решение.
В фильме "Ты у меня одна" продюсером был мой приятель, друг детства, Аркадий Тульчин - очень умный человек, прекрасно разбирающийся искусстве, в живописи. Я помню, что, когда мы ему в первый раз показали картину, еще без звука, он, ничего не понимая, смотрел на экран в ужасе, но нам сказал: "Я вас всех поздравляю. Надеюсь, что все будет прекрасно. Желаю вам удачи". Хотя я видел, что он в шоке. Потом, когда картина уже получила признание и стало очевидным, что это бесспорно успешный коммерческий проект, он мне признался, что в тот момент думал, что потерял все деньги, но нашел в себе силы не мешать нам. Очень сложно быть терпимым к чужому творчеству.
- Вы закончили театральный институт и успешно работали в театре, что же толкнуло вас на кинематографическую стезю?
- Когда я работал в Свердловском ТЮЗе, то видел, что на моих спектаклях зритель смеется, аплодирует и плачет. То же самое происходило и в Ленинградском ТЮЗе, и в БДТ. В БДТ, например, "Бальзаминов", которого я поставил, шел 10 лет. За это время его посмотрели 30 000 человек. У меня возникло ощущение, что это может быть интересно большей аудитории. Это и было самой главной движущей силой. Хотелось, чтобы то, что я делаю, увидели как можно больше людей во всем мире. К тому же спектакль недолговечен, он интересен только, пока живет. В восьмидесятые годы не принято было снимать спектакли на пленку. Мне очень жаль, что ни один мой спектакль, поставленный в Свердловске, не сохранился. Первый мой фильм "Изыди!" сразу же объехал весь мир. Его от СССР даже представили на соискание "Оскара". Такой у меня был дебют. Мне кажется, что в любом деле первый шаг очень важен. У тебя сразу возникает определенная репутация. Дальше ты должен удержать взятую высоту.
- Вы завоевали симпатии зрителей своими фильмами о современности. Почему вдруг вас потянуло на классику, да к тому же на французскую. Чем вас привлек Тартарен?
- Эта работа действительно не похожа на все, что я делал раньше. Мне очень нравится этот наивный человек, который стремится куда-то каждую минуту. В нем Дон Кихот очень органично сочетается с Обломовым. Мне близка идея этого произведения - никогда не поздно начать жизнь сначала, можно рвануть и уплыть из монотонных будней, совершить что-то новое. Для меня очень важно, что Тартарен реализуется. Вторая причина, побудившая меня взяться за "Тартарена", - желание выйти из общего потока. Сейчас экраны захлестнули криминальные и мелодраматические фильмы, да еще с одним и тем же набором артистов. Ощущение, что ты жуешь нескончаемую жвачку. На общем сером фоне выделился сериал "Бригада" - качественный продукт, имевший большой зрительский успех. Но мне интересно сделать что-то совсем иное - несовременное и небандитское. Вообще снимать смешное намного сложнее, чем страшное. "Тартарен" для меня новый шаг, своеобразный экзамен. Мне хочется доказать, что наш зритель может с не меньшим интересом смотреть совсем иное кино.
- Кто снимался в фильме?
- Тартарена замечательно играет Анатолий Равикович. Кроме него, в фильме снимались Александр Абдулов, Александр Филиппенко, Сергей Никоненко, Инна Ульянова - состав звездный.