'Кинотавр-2003'. Дмитрий Харатьян все больше раздает автографы, а Станислав Говорухин пока все больше отдыхает.
Первые дни фестиваля богаты круглыми датами. Гостиница "Жемчужина", принимающая "Кинотавр", справляла 30-летний юбилей. По этому случаю гостям предложили обедать около бассейна под тентом на свежем воздухе, что было приятно, так как грозы сменились жарой. В Зимнем театре прошел вечер, посвященный Всеволоду Шиловскому. Поздравить актера собрался кинематографический бомонд. Местные были редки и стреляли автографы у Харатьяна. Незаслуженную обиду нанесли и Георгию Жженову. На просмотр фильма Сергея Мирошниченко "Георгий Жженов. Русский крест" пришли несколько человек. Документалистику на "Кинотавре" смотрят неохотно. Киношникам неинтересно, а журналисты исключаются, поскольку просмотры идут одновременно с пресс-конференциями.
Российский конкурс открылся фильмом "Радости и печали маленького лорда". Экранизацию повести Фрэнсис Элизы Бернетт "Маленький лорд Фонтлерой" осуществили режиссер Иван Попов, продюсеры Александр Атанесян и Игорь Толстунов. Авторы извлекли пользу из неудач прежних лет и приготовили профессиональный зрительский проект. До этого подобное удавалось лишь Сергею Сельянову. Также "Лорд" - первое кино за последние годы, которое можно назвать "детским". Его успех подготовила "Маленькая принцесса". Дитя со взрослыми глазами терпело беды, не теряя любви к другим, но приторностью вызывая идиосинкразию. "Лорд" двинулся по тому же пути, однако сироп лил в меру, вышел нежным, чопорным и культурным и удержался в рамках поучительного кино. Фильм уже куплен для показа в регионах. Возможно, картина повлияет на зрителя, но участников проекта ее аура пока не задела. Станислав Говорухин (он играет старого лорда) на встречу с прессой не пришел, предпочтя отдых работе.
"В нашем кино нет поденщиков, профессионалов, - сказал Игорь Толстунов. - Чтобы режиссер смог работать с материалом, нужно, чтобы он его очень заинтересовал". Увы, от необходимости владеть профессией не уйти. На интересе далеко не уедешь, и это доказала "Игра в модерн". За создание мелодрамы с летальным исходом, созданной по дневникам адвоката Плевако, три года назад взялась команда во главе с Алексеем Учителем и Юрием Арабовым. По неясным причинам фильм много раз менял руководство и в итоге попал к экс-актеру, ныне предпринимателю Максиму Коростышевскому. "Я дал клятву, что к 33 годам сниму кино", - заявил он. Возраст Христа не помог, Голгофа досталась другим. Сидящие в зале были вынуждены любоваться бенефисом жены режиссера, средненькой актрисы Оксаны Коростышевской, из которой вынуть эмоцию смог лишь Эльдар Рязанов в "Тихих омутах". Весь фильм она меняла туалеты и кричала несуразицу. Сколько и чьих денег потратили на пиршество платьев, режиссер умолчал.
Однако злы и непрофессиональны только наши дебютанты. 29-летний венгр Дьердь Палфи показал выдающийся диплом "Икота" (Венгрия, 2002). Игровой фильм длится 75 минут, в нем нет слов, только звуки, но перед нами блестяще закрученный, отлично рассказанный и страшный детектив. По неспешному возрастанию страстей фильм напоминает гения Аки Каурисмяки, по изображению - живописное кино венгерского классика Золтана Хусарика. Возможно, Палфи уготована их судьба - долгое время оставаться маргиналом. "Икота" участвовала во многих фестивалях, но не получала наград: фильм слишком эксцентричен для Гран-при.
Дефицит внимания может погубить талант. На "Кинотавре" идет программа "А кто они такие?", составленная из фильмов режиссеров - участников сочинского международного жюри. Оказывается, Режис Варнье - нудный конъюнктурщик французского мейнстрима - снял в 1989 году феноменальный фильм. "Я - хозяин замка" - сага о чувствах, которые нельзя изъяснить словами, но можно показать в кино. Фильм прошел незамеченным, Варнье переключился на "Индокитай", и одним гением в кино стало меньше.
Сочи