В этом году российский и международный фестивали начали работу одновременно. Открытие двух киносмотров слилось в единую церемонию. Гости выходили на "звездную" дорожку, и становилось понятно, кого из ныне здравствующих деятелей кино и культуры считают подлинным VIP. Фаворитами оказались Эльдар Рязанов, привезший для участия в главном конкурсе фильм "Ключ от спальни", Иосиф Кобзон и Роман Карцев. Данелии и Жженову рукоплескали меньше. Никита Джигурда, Дмитрий Харатьян и Леонид Якубович, прошествовавшие по звездно-синему помосту с маленькими детьми на руках, сорвали дополнительные овации. Автографы просили у Владислава Галкина и Екатерины Гусевой. Галкина безошибочно идентифицировали как "дальнобойщика" и "того парня, что в фильме про войну тельник рвал". Гусеву - как "жену "бригадира".
Киногероев узнают благодаря телесериалам. Правда, Ольге Будиной телевидение не помогло, и ей пришлось напоминать о себе, время от времени протягивая к зрителями руки, выкрикивать "я вас люблю!".
Единственным зарубежным гостем, удостоившимся внимания собравшихся на площади перед Зимним театром, оказался израильский режиссер, член международного жюри Слава Чаплин. Вероятно, в его фамилии публика уловила что-то с детства родное, ибо трудно предположить, что ей известны фильмы режиссера, эмигрировавшего из России в 1976-м.
В момент затишья, когда шикарная часть гостей иссякла, а у подножия мраморной лестницы, ожидая очереди войти, грудились участники рангом ниже, толпу рассекли мальчики в униформе. По образовавшейся прогалине, не торопясь, прошелся Олег Газманов, видимо, пожелавший иметь альтернативную звездную дорожку или предположивший, что лишь выходец из народа может спеть куплет в память Евгения Матвеева. И сей музыкальной паузой заполнил минуту молчания.
В зале Зимнего театра вторую траурную минуту сопроводили звуком бьющегося сердца, после чего на сцене начались бурные телодвижения двух десятков полуголых парней. Хлопцы оказались статистами из "Ленкома", коих доставили на "Кинотавр" ради полутораминутной пляски. Хореографические подвиги сопровождала фонограмма хора русских моряков из захаровского спектакля "Юнона" и "Авось" - "нас мало, нас адски мало, но самое главное, что мы - врозь". Эти строки как нельзя лучше отразили состояние постсоветского сознания и кино, хотя и не без ущерба для идеологии фестиваля, провозглашающего творческую плодовитость и солидарность. Не зря ведущий церемонии Владислав Флярковский приветствовал собравшихся фразой: "Здравствуй, держава!" А потом, совсем зарвавшись, сравнил "Кинотавр" с выдачей Нобелевской премии. Вообще же церемония прошла сдержаннее, чем обычно.
Открытие зарубежных смотров, как правило, проходит в деловой обстановке: представление жюри плюс демонстрация картины. Несмотря на размах предприятия, "Кинотавр" по-прежнему остается одним из немногих кинофестивалей на территории России, где в первый день кино не показывают. Возможно, полагают, что праздник хорош и без него.
Сочи