Предстоящий Московский международный кинофестиваль будет юбилейным, 25-м по счету. А на ведущих киносмотрах во всем мире принято проводить ретроспективы, посвященные истории этих фестивалей. ММКФ тоже открыл немало имен или впервые наградил уже известных кинематографистов (например, Иштвана Сабо, Кшиштофа Кесьлевского, Аки Каурисмяки). И для поднятия престижа Московского фестиваля могла бы пригодиться программа "Открытия", которая предлагалась еще в прошлом году.
Показались интересными и две другие идеи: пригласить в состав жюри юбилейного ММКФ только тех, кто когда-то заседал в его составе, и наградить Юбилейной премией одного из режиссеров, кто участвовал в фестивале, но не получал премии или же не самые главные призы (как Мринал Сен, Йос Стеллинг, Андраш Ковач, Вера Хитилова). Кроме того, казалось логичным к 300-летию Санкт-Петербурга не только показать западные фильмы с петербургской тематикой, но и программу "Семейный бизнес" связать с именами тех, кто работал на "Ленфильме", в частности с Михаилом Калатозовым, чье столетие мы отметим в конце года.
Но если идея о "кино Петербурга" все-таки нашла отражение в цикле "Белые ночи", то киносемья Калатозова вообще осталась без внимания. Однако можно было порадоваться, что в итоге оказалась принятой программа "Открытия". В апреле автор этих строк начал писать предисловие для фестивального каталога. И в качестве одного из составителей этого каталога начал делать справки по фильмам и режиссерам. Но совершенно случайно узнал, что "Открытия" уже изъяты из общей программы ММКФ, якобы по причине нехватки денег, хотя копии десяти картин предоставлял Госфильмофонд. В то же время неизвестно откуда возникла замена - ретроспектива недавно умершего бельгийского режиссера Андре Дельво, который никогда не участвовал в Московском фестивале. И если уж есть необходимость кого-то почтить посмертно, то разумнее это сделать в отношении Альберто Сорди, даже получавшего награды в Москве.
Но никто так и не объяснил, почему за месяц до начала ММКФ отвергли "Открытия", а до этого не хотели включать в программу фильм "Судьба человека" Сергея Бондарчука. Почему в "Семейный бизнес" вошли только Петр и Валерий Тодоровский, а не представлена Мира Тодоровская как продюсер и, например, сценаристка Виктория Токарева, являющаяся тещей Тодоровского-младшего. Ведь в прошлом году в киносемью Чухрая включили и Марию Звереву, и Антона Табакова, и Игоря Толстунова. Ответа на свои предложения мы не получили, а работу над фестивальным каталогом пришлось прекратить.
Потом мы решили обратиться с письмом к Никите Михалкову, надеясь, что его-то должен волновать и заботить вопрос представления ММКФ в максимально выгодном свете, с подчеркиванием роли и значения этого смотра кино в мировом фестивальном движении. Разумеется, президент фестиваля не ответил.