В Третьяковскую галерею привезли произведения питерских художников второй половины XX века. К юбилею Петербурга, разумеется. У истоков питерского (тогда еще ленинградского) искусства второй половины ХХ века стоял художник Александр Арефьев, вскоре после войны объединивший вокруг себя нескольких друзей-единомышленников. Именно кружок Арефьева стал ядром большой группы мастеров-нонконформистов. Другим художником, оказавшим большое влияние на развитие питерской живописи, был Владимир Стерлигов, учившийся у Казимира Малевича. Сам Стерлигов воспитал несколько поколений живописцев, передавая им те знания и навыки, которые получил у Малевича. К числу крупных мастеров этого времени также относится Осип Сидлин, пытавшийся сохранить творческую свободу, не выходя за рамки официального советского искусства.
Выставка "Авангард на Неве" - одна из самых масштабных экспозиций последнего времени. На ней представлено более 250 работ 60 различных художников, поэтому она позволяет составить достаточно полное представление о том, как развивалось неофициальное искусство в Северной столице во второй половине прошлого века вплоть до настоящего времени. Эта экспозиция стала своеобразным продолжением выставки "Московская абстракция", проходившей в тех же залах несколько месяцев назад. Две такие крупные выставки современного искусства за столь короткий срок свидетельствуют, что Третьяковка решила всерьез заняться искусством совсем недавнего прошлого.
Выставка, приготовленная при участии известного коллекционера Исаака Кушнира, - часть масштабного проекта, рассчитанного на десять лет, цель которого - популяризация современного российского искусства. Помимо проведения выставок проект предусматривает множество других мероприятий, в том числе издание книг и альбомов, посвященных творчеству мастеров-нонконформистов. Учитывая, что большинство художников, чьи работы выставлены сейчас в Третьяковке, почти неизвестны современной публике (за исключением лишь Михаила Шемякина), такая популяризация действительно необходима.
На протяжении нескольких десятилетий творчество художников-нонконформистов, противостоящих официальной советской эстетике, было под запретом. В конце 1980-х, когда идеологические запреты перестали существовать, произошел всплеск интереса к этому прежде мало кому известному искусству. Нонконформистов стали ценить прежде всего как борцов с тоталитарным режимом. Прошло несколько лет, и интерес к нонконформистам сошел на нет, оставшись уделом лишь небольшой группы специалистов. Вскоре нонконформизм был вытеснен модными салонными живописцами, пользующимися к тому же поддержкой властей. Вместе с тем сейчас, когда улеглась шумиха вокруг "вышедших из подполья" художников, есть возможность объективно оценить это направление искусства. Уже стало очевидно, что очень многие произведения того времени не обладают никакими особыми художественными достоинствами, кроме "оппозиционности" по отношению к соцреализму. Довольно слабо выглядят и многие современные художники, которые, уже не испытывая идеологического диктата, порой продолжают беспомощно воспроизводить приемы своих предшественников. Видимо, в ближайшее время станет ясно, что именно из созданного нонконформистами войдет в историю искусства, а что останется лишь слабым эхом социального протеста брежневской эпохи.