Как-то Триер услышал датскую фолк-песенку о девушке, которая попала в чужой городок, а над ней там надругались. И родился сюжет, который режиссер тут же перенес в Америку. "Догвиль" (так называется фильм Триера) - крохотный городок-коммуна, затерянный в Скалистых горах. В городке появляется девушка с неясным прошлым, которая прячется от гангстеров. Коммуна решает ее приютить, однако со временем истинное лицо жителей города из-под маски добродетели вылезает наружу. Героиня, Грейс, превращается в пленницу, рабыню с железным ошейником на цепи, которую мужчины города открыто используют для "самореализации". Когда же гангстеры находят Грейс, оказывается, что главный среди них - ее отец. Он просто искал ее, чтобы вернуть домой. И Грейс, которая бежала от бандитского прошлого, хотела стать доброй и нужной людям, возвращается. Но перед отъездом она с невероятной жестокостью расправляется со всеми до единого жителями Догвиля, включая грудных детей.
В любых других руках подобный сюжет превратился бы в криминальную мелодраму. Но Триер придумал ход сколь гениальный, столь и рискованный. Он поместил действие в четыре стены, на замкнутой сцене, разместив весь Догвиль на площади метров этак двести и придав действию столько условности, сколько вообще может вынести кинематограф. Фильм сильно напоминает спектакль в духе "условного" Брехта. Жители города теснятся на одном пятачке в нарисованных на земле мелом контурах домов, во дворах которых - нарисованные собаки. Персонажи открывают и закрывают невидимые двери, стучат в невидимые окна, прислоняются к невидимым стенам. Но такая неимоверная условность почему-то дает ощущение абсолютного присутствия в Америке 30-х.
Актерские работы, без преувеличения блестящие, и в первую очередь Николь Кидман в роли Грейс, словно растворяются в режиссерских фантазиях, становятся плоть от плоти триеровских игр, видятся лишь винтиками, помогающими раскручивать грандиозную махину режиссерского рисунка. Поэтому кажется совершенно естественным, что крупнейшие актеры играют крохотные, в несколько реплик, роли, - Стеллан Скарсгард, Джеймс Каан, Лорен Бейколл, Бен Газзара.
"Догвилем" Триер начал новый цикл фильмов. Остается только догадываться, что будет означать каждая начальная буква из цикла U, S, A. Что означает все вместе - понятно. Интересно, понимает ли это та же Кидман, подписавшаяся на съемки в антиамериканском кино? Ведь жуткое зрелище, представшее перед нами, - это Америка. Теперь американцы обидятся еще и на Кидман. Но той, похоже, все равно. Она смотрит почти влюбленными глазами на Триера и, хохоча, потряхивая золотыми кудряшками, рассказывает, как сама напросилась сниматься у него. Немногословный Триер довольно улыбается и нахально заявляет, что, возможно, Америка не столь плоха, но что поделаешь, если он такой себе ее представляет.
Подобного ажиотажа вокруг фильма Канны не знали много лет. В неофициальном тотализаторе шансы "Догвиля" на "Золотую пальмовую ветвь" расцениваются как три к пяти. На втором месте после "Догвиля" фильм бразильца Гектора Бабенко "Карандиру" - масштабное полотно из жизни тюрьмы Сан-Паулу.
А звезды приезжают и уезжают. На набережной Круазетт то и дело виден веселенький Джеки Чан, приехавший представлять картину "Вокруг света за 80 дней". Он в больших количествах поедает фруктовые пирожные, охотно вступает в разговоры, раздает автографы, но долго не выдерживает и бежит прятаться через дорогу в отель. Так же по-свойски ведет себя и Жан-Клод Ван Дамм - его, кажется, готова повергнуть в хохот любая пролетевшая птичка. Но как только обезумевшие фанаты начинают хватать за рукав в надежде оторвать кусочек священной рубашки, Жан-Клод исчезает в том же направлении.
Канны
Материал подготовлен при содействии ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии".