Несмотря на грозные прогнозы синоптиков, предвещавших десять градусов и холодные затяжные дожди, природа пока на стороне людей, искусства и людей искусства. В небе солнце, в воздухе двадцать пять, в воде двадцать. Для местных жителей вода что для нас Белое море, поэтому купаются пока только русские, норвежцы и пьяные. Да и те, стоя по колено в прозрачной воде, обсуждают по большей части перспективы наступившего фестиваля.
Итак, на маленький курортный город обрушился фестиваль. Начался он весело и задиристо, как всегда по традиции и бывает. Открылся фестиваль громко и ярко, костюмным красивым фильмом под известным названием "Фанфан-Тюльпан". Кто ж не помнит великолепную пару - Жерар Филип и Джина Лоллобриджида в картине 50-летней давности? Кстати, ровно пятьдесят лет назад режиссер Кристин-Жак здесь, в Каннах, получил за этот фильм режиссерскую "Золотую пальмовую ветвь". А вряд ли кто помнит сейчас (а может, и не знали вовсе), что тот знаменитый "Фанфан-Тюльпан" был совсем даже не первым. Всего за историю кинематографа их было аж четыре, а первый, так сказать основополагающий, был снят еще в 1907 году. И сняла его, между прочим, первая в мире женщина-режиссер, которую звали Алиса Ги и про которую сейчас все забыли. Можно предположить, что именно она положила начало феминизму в искусстве вообще и в кино в частности. Посмотрев первые опыты братьев Люмьер, Алиса Ги стала их верным соратником, и одним из первых "связных" фильмов стал именно придуманный ею "Фанфан-Тюльпан". Длился он, правда, всего десять минут, но сюжет был именно таким, как во всех последующих ремейках.
Обаятельный Венсан Перес и знойная красавица Пенелопа Крус явились в Канны первыми из гостей и первыми же предстали на суд журналистов. Облаченный в голубые джинсы и легкомысленную цветастую рубаху Перес резвился перед журналистами как мог и в порыве ребячества даже исполнил сомнительный танец нижней частью тела. Чем, надо сказать, немало смутил элегантную серьезную Пенелопу. Впрочем, глядя на коллегу, вскоре и она стала хохотать. Солидным оставался один только Люк Бессон, продюсер картины. Он сидел, как всегда, всклокоченный, нахохлившийся и неулыбчивый и единственный пытался отвечать на вопросы журналистов слишком серьезно.
Примерно с четырех часов дня публика стала занимать места в непосредственной близости к красной лестнице. Вдоль перегороженных полицией улиц появились принесенные из дома складные стульчики. Потом балконы и крыши зданий напротив Дворца фестивалей превратились в островки, на которых плотно, плечом к плечу, как сардины в банке, обосновались поджидающие звезд зеваки. И уж совсем попозже на видавших виды пальмах гроздьями повисли те, кому не хватило места на земле. Иногда кто-нибудь из них не удерживался и трагически сползал вниз, по дороге громогласно признаваясь в любви шествующим по лестнице артистам. Одного даже пришлось увести - полиция долго терпела его громоподобные выкрики "Я люблю тебя, Пенелопа, выходи за меня замуж!", но до конца вытерпеть не смогла.
Российское кино на знаменитой лестнице в отсутствии не приехавшего пока Александра Сокурова представлял Никита Михалков. С трапа в Ницце он сошел, напоминая кого-то из персонажей то ли "Неоконченной пьесы для механического пианино", то ли "Рабы любви": светлый, почти белый костюм и светлая шляпа. На открытие он, правда, пришел без шляпы, но в неизменном кашне.
В первый же день показали первый конкурсный фильм - черную комедию мастодонта французского кино Рауля Руиса под названием "В этот день" с хорошими актерами и трупами в среднем через каждые семь минут. А на следующее утро не проспавшаяся после бурного открытия фестиваля публика уже бодро ломилась на вторую часть "Матрицы". В продолжении хита, который называется "Матрица: перезагрузка", действует все тот же главный герой в исполнении инфернального красавчика-брюнета Киану Ривза. По сравнению с первой "Матрицей" динамики тут поменьше, но зато хорошо видно, как выросли технические возможности кино. И это наверняка порадует тех, для кого происходящее на экране служит приемлемым дополнением к попкорну, пиву и симпатичной девушке в соседнем кресле.
Канны
Материал подготовлен при содействии ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии".