На днях официально объявлена программа Каннского фестиваля, в том числе и конкурсная, а также стал известен состав жюри. Председателем жюри в этом году будет известный французский театральный и кинорежиссер Патрис Шеро. На последнем Берлинале не все остались довольны "Серебряным медведем" Шеро за фильм "Его брат". Многие сошлись во мнении, что это маленький презент председателя жюри Берлинале-2003 Атома Эгояна Патрису Шеро. Эгоян, как известно, редко пропускает Каннский фестиваль, уезжая оттуда, впрочем, ни с чем. Вот и подумалось, что своим щедрым жестом по отношению к Шеро он проторит дорожку хоть к какому-нибудь призу, тем более что он вроде собирался и в этом году посетить Лазурный берег в качестве конкурсанта. Но, как оказалось, нынче Эгоян в Канны не приедет, и домыслы относительно того, почему приз за режиссуру получил Шеро, отпадают сами собой. В жюри в этом году также позаседают Мэг Райан, Жан Рошфор, Стивен Содерберг, Данис Танович.
В конкурсную программу войдут 20 картин. Как всегда, наибольшее количество из них французские - Андре Тешине, Бертран Блие, Клод Миллер, Гектор Бабенко, Рауль Руис, Дени Аркан, известнейший и модный в последнее время Франсуа Озон. Очередного сюрприза ждут от знаменитого датского шутника и эпатажника Ларса фон Триера. Явно спала мода на азиатское кино. Если еще пару лет назад как минимум половину конкурсных картин составляли фильмы из Японии, Гонконга, Кореи, Китая, то в этом году лишь три картины представляет кинематограф Азии. Прочно вошла в каннскую обойму Самира Махмальбаф из славного иранского кинематографического рода Махмальбафов. Три года назад она дебютировала на Лазурном берегу с очень приличной картиной "Школьные доски" и теперь вот везет сюда новую работу.
На открытии покажут фильм, спродюсированный Люком Бессоном, - новую версию знаменитого "Фанфана-Тюльпана". Нового героя, того, которого почти 50 лет назад сыграл Жерар Филип, теперь будет играть Венсан Перес, знойный красавец. В пару ему придана тоже знойная красавица южных кровей Пенелопа Крус (вместо 50-летней давности Джины Лоллобриджиды). Сценарий написал сам Бессон, который довольно давно перестал снимать кино как режиссер. На второй день фестиваля состоится премьера долгожданной второй части популярного американского фильма "Матрица" (фильм пойдет вне конкурса). В новом фильме вновь появятся Киану Ривз, Лоренс Фишберн и Кэрри-Энн Мосс, а также дебютирует Джада Пинкетт Смит (супруга Уилла Смита).
Все это интересно, но гораздо интереснее другое. Во-первых, сам по себе приятен факт, что в каннском конкурсе присутствует российское кино. Угадайте: кто снял это кино? Ну... Ну... Правильно. Конечно, Александр Сокуров. Во-вторых, интересен еще один факт: фильм под названием "Отец и сын" не значится ни в одной фильмографии Сокурова, никто ничего о нем не слышал, и сам режиссер ни разу о нем не упоминал. "Мать и сын" - это мы знаем, видели. Сейчас Сокуров приступил к съемкам последней части трилогии о вождях (первыми были "Молох" и "Телец") - "Солнце" об императоре Хирохито. Кстати, императора играет вовсе не Леонид Мозговой. А что касается полувиртуального "Отца и сына", тут впору пожать плечами: и откуда он только взялся? Почему Сокуров ни разу о нем не упомянул? Почему не значится ни в одном из справочных киносайтов? История почти детективная. Впрочем, вообще история отношений Сокурова с Каннским фестивалем странноватая. Фильмы его там каждый год принимают более чем прохладно, но на следующий год Сокуров, как на дежурство, опять едет на Лазурный берег. Известно, что к нему очень неравнодушен Жиль Жакоб, директор Каннского фестиваля. Жакоб - фигура очень влиятельная, именно он каждый год определяет направление, в котором будет двигаться фестиваль, и вообще держит в кулаке все и вся, связанное с Каннами. Его расположение - уже 50 процентов успеха, хотя в случае с Сокуровым это не сработало.