'Я Петербург люблю'... Да за такие картины можно любить не только по случаю 300-летия.
Фото Михаила Циммеринга (НГ-фото)
В Москве, в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина, открылась выставка из собрания Русского музея к 300-летию Санкт-Петербурга "Я Петербург люблю". На открытии выставки представители Русского музея и комитета по культуре администрации Санкт-Петербурга никак не могли вспомнить, сколько лет картины из собрания этого музея не выставлялись в Москве - 50 лет? Больше? Так и не вспомнили, но сошлись во мнении, что неприлично долго.
Поскольку в российской столице находится Третьяковская галерея с богатейшей коллекцией русской живописи, петербуржцы решили не привозить произведения тех направлений, которые здесь представлены наиболее полно. Здесь не увидишь образцов древнерусского искусства, да и коллекция русской живописи второй половины XIX века, хранящаяся в Русском музее, в Пушкинском представлена достаточно скромно. А основной упор сделали на картины с видами Санкт-Петербурга и произведения художников-авангардистов. Экспозиция, в состав которой вошли порядка 150 работ мастеров академического классицизма, художников эпохи Серебряного века и начала XX века, дает возможность почувствовать атмосферу Санкт-Петербурга, тот подзабытый ныне аромат города, благодаря которому Питер долгие годы считался культурной столицей России.
Сотрудники Русского музея привезли довольно много портретов работы художников, живших в ХVIII веке, например, Левицкого и Тропинина. Творчество художников XIX века тоже представлено в основном портретами. Здесь есть, например, "Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Екатериной" Брюллова, "Портрет Стасова" Репина, "Ида Рубинштейн" Серова. ХХ век представлен работами Малевича, Филонова, Кандинского, Врубеля и Петрова-Водкина.
"Закончился предъюбилейный марафон, и начинается череда открытий, сюрпризов и подарков", - сказал на открытии выставки директор Русского музея Владимир Гусев. Но не уточнил каких. По словам Гусева, место проведения выставки выбрали не случайно - ее можно было провести и в Третьяковской галерее, но в Пушкинском музее "русская живопись смотрится рельефнее". К тому же (дело, конечно, не в этом, но все же) Третьяковка и Русский музей всегда считались творческими конкурентами.
А заместитель министра культуры РФ Наталья Дементьева отметила, что эта выставка - "новая грань взаимоотношений крупнейших музеев Москвы и Петербурга, начало важного для нас творческого сближения". Ведь пока Русский музей больше сотрудничает с зарубежными выставочными залами. Пришел на открытие и посол Америки в России Александр Вершбоу, но он скромно занял место не на трибуне, а в зале и никаких приветственных слов не произносил.