Концепция - футурологическая, сюжеты - осязаемые.
Фото Михаила Циммеринга (НГ-фото)
В одном из сретенских переулков, в только что отремонтированном двухэтажном особняке, торжественно открылся центр современного искусства "М'АРС". Пожалуй, мало кто мог ожидать от одноименной столичной галереи столь кардинальной смены репертуара. Те, кто рассчитывал увидеть в новом здании этой старейшей московской галереи привычный гибрид из сюрреализма и метафизики, явно прогадал. Под многозначительным названием выставки "Art Digital-2003" скрывалась убедительно составленная экспозиция из работ художников, ранее не замеченных в сочувствии к марсовской программе. Даже огромные холсты топового художника галереи Константина Худякова не позволяли заподозрить устроителей в навязчивой приверженности к наработанным за полтора десятка лет существования галереи схемам. В центре современного искусства "М'АРС" зрителям представили качественную интернациональную выставку с участием 18 художников и арт-объединений из США, Канады, Бельгии, Чехии, Австралии, Санкт-Петербурга и, естественно, Москвы. Авторы продемонстрировали весь спектр владения новейшими дигитальными технологиями, а многочисленные и тщательно исполненные цифровые принты без труда заполнили 2000 квадратных метров сияющих свежестью экспозиционных помещений. Парадоксальным образом, несмотря на заметное отсутствие стилевого единства в представленном арт-калейдоскопе, неоакадемизм мирно уживается с постмодернистскими опусами, с декоративными произведениями.
Выставка "Art Digital" балансирует между экспериментом и тяготением к салону, что, впрочем, совсем не портит впечатления. Пламенеющие золотом на черном фигуры Гора Чахала соседствуют с яркими мозаичными коллажами Паскаля Йелле, добротный оп-арт Егора Острова дополнен аллегорическими сериями Ольги Тобрелутс, а ватага красноглазых и рыдающих политиков-шоуменов от Иржи Давида контрастирует с мрачным неоготическим физиологизмом Стива Данцига. Классическим атлетам Алексея Морозова, напоминающим академические штудии, противопоставлены стилизованные псевдоренессансные циклы Рауфа Мамедова с даунами и душевнобольными в качестве моделей.
Беспроигрышные темы в искусстве - секс, смерть и изображение знаменитостей - мастерски воплощены профессионалами при помощи щедрых визуальных эффектов. Известно, что произведение, выполненное с использованием современных медиа, автоматически воспринимается как модное и актуальное. Однако в то же время манипуляции с классическими иконографическими схемами обеспечивают композиционную убедительность и как нельзя лучше оживляют зрительские воспоминания. Выстраивая свою футурологическую концепцию, кураторы центра современного искусства "М'АРС" посредством виртуально-алхимических манипуляций соединили поэзию новейших технологий с вполне осязаемыми сюжетами.