0
753
Газета Культура Интернет-версия

22.04.2003 00:00:00

Шутка юмора

Тэги: премьера, балет, светлый ручей, большой театр


Спектакль в постановке Алексея Ратманского - та же по-своему органичная смесь стеба с ностальгией, которая подвигла телевидение на "Старые песни о главном", Бориса Гребенщикова - на фильм "Два капитана-2", а режиссера Александра Тителя - на оперу "Золотой петушок" в Музыкальном театре, где персонажи одеты советскими дворниками а-ля Ильф и Петров. В новый "Светлый ручей" стеклись традиционная комедия положений, стиль и форма "реалистического" "драмбалета" 30-50-х, воспоминания о шутовстве деда Щукаря из романа Шолохова и неизбежная ирония наших дней по поводу натужного советского оптимизма. Но главное, что хотел сделать хореограф, - это склониться в уважительном реверансе перед авторами первого "Ручья" 1935 года, которые на словах ставили идеологически выдержанный спектакль, а на деле сочинили многоликий танцевальный дивертисмент. Искать в таком балете подобие реальной деревни тридцатых годов - то же самое, что исследовать Прованс двенадцатого века по "Раймонде" или немецкое Средневековье по "Жизели". Либретто о приезде городских артистов в кубанский колхоз (специально оставленное без изменений) напоминает пародию на мексиканский телесериал. Для Ратманского это плюс, а не минус - можно поразвлечься. На гребне театральной интриги сочинить сложную (не чета "драмбалетам") классическую лексику, заправленную в нужных местах легкой имитацией "производственных процессов", совсем не по старинке соединить россыпи танцующих масс, тонко скрестить цитаты из собственных и чужих спектаклей, поставить уморительный мужской танец на женских пуантах.

Сценограф Борис Мессерер отдал дань уважения отцу, выдающемуся советскому танцовщику Асафу Мессереру, танцевавшему в старом "Ручье". Удачны занавесы к балету: черно-белый, расписанный лозунгами и газетными цитатами сталинской эпохи, и цветной, в котором земной шар "сшит" из веселенького расписного ситчика. Менее удались декорации - сады с плодами, сыплющимися из рога изобилия (первый акт), и неуместно унылый кипарисовый парк, украшенный гигантской девушкой с веслом (второе действие). Еще до премьеры "Светлого ручья" можно было предположить, что на сцене появится нечто вроде ВДНХ глазами нашего современника. У Мессерера получилась одномерная сатира на фонтаны "Дружба народов" и "Золотой колос". Костюмы персонажей специально цитируют одежды героев первого "Ручья", но в моменты массовых танцев налицо эффект "пестрого на пестром".

Бутафорское изобилие балета не дает забыть о хорошо знакомых фильмах. Но сходство с "Кубанскими казаками" - кажущееся. В веселом кино из всех щелей лезла невеселая пропаганда, в "Ручье" царит кристально чистая водевильность. Недаром многие мизансцены заканчиваются прямым обращением к зрителям в виде пластических "привет, привет!", а в последний момент спектакля, после заключительного общего танца, колхозники и горожане дружно валятся набок, словно устав от собственного комикования. Все атрибуты соцреализма, от тракторов на заднике в начале до парада овощей в конце - лишь повод для полуцирковых гэгов и доброго смеха, сводящего социальный подтекст к минимуму. И если подтекст все же чувствуется, то не больше, чем заложено в выразительнейшей партитуре Дмитрия Шостаковича. На своем, гениальном, уровне композитор продолжает традиции старинных балетов, его сочинение танцевально, как у какого-нибудь простецкого Минкуса в "Дон Кихоте". А какое эмоциональное изобилие! Лирические вариации для классических танцовщиков (два развернутых адажио - виолончельное и валторновое), оптимистические мелодии для колхозных плясок, пародийные мотивы для розыгрышей с переодеваниями. Зато и от артистов требуется особая чуткость: не просто играть в танце, а в меру наигрывать, чтобы жесты, позы и ракурсы слегка "зашкаливали".

Классическая танцовщица Марии Александровой, нарочито томный Классический танцовщик Сергея Филина и нарочито решительный - Яна Годовского из второго состава, бесподобный байронический Гармонист Геннадия Янина, старик Гаврилыч от маститого Владимира Моисеева и молодого Егора Симачева, доярка Анастасии Яценко, нежно молодящаяся дачница Любови Филипповой и дачница-"львица" Ирины Зибровой, школьница Галя Ксении Пчелкиной и особенно Дарьи Гуревич. Эти солисты сполна донесли до публики дух лирической буффонады, которая придется по сердцу современному зрителю. А приход в театр товарища Сталина, чтобы еще раз запретить "Светлый ручей", к счастью, не предвидится.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
457
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
520
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
313
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
400

Другие новости