Обладательница 'Ники' за женскую роль Анни-Кристина Юусо: 'Вы, Филипп, хоть и большой, а у меня зато 'Ника' есть'.
Помнится, незадолго до первой церемонии вручения "Золотого орла" Никита Михалков рассуждал о статусности премии в зависимости от того, придет ли на церемонию президент РФ. Учитывая свои не совсем формальные отношения с президентом, он был почти уверен, что придет. Разумеется, Путина на "Орле" не было, но поздравительную телеграмму он прислал. Теперь все ждали, заметит ли президент "Нику". Опасения, что старенькая "Ника" окажется в опале, проиграв в борьбе "Золотому орлу", были, и серьезные. И вообще после образования двух национальных киноакадемий, после помпезного первого орлиного выступления, после того как почти вся старая и новая рать первой киноакадемии тут же заделалась академиками новой, да еще зная любовь нашей творческой братии к властям предержащим, трудно было ожидать столь представительного собрания. Как символ начинавшихся когда-то вместе с "Никой" перемен прибыл Борис Ельцин с Наиной Иосифовной, как весть от властей нынешних появился Михаил Швыдкой, который зачитал письмо президента РФ, подтвердившего таким образом легитимность "Ники".
Президент попросту устранился от всех внутрикиношных склок, равно как и от собственной "монаршьей" поддержки "Золотого орла". Прошедшая "Ника" таким образом опровергла тезис о том, что можно вершить собственные дела в искусстве и бизнесе одной лишь близостью к президенту. Тут Михалков просчитался, а у власти хватило такта не обойти вниманием первую национальную кинопремию.
Стар и млад Янковские празднуют победу: отец назван лучшим актером, сын - открытием года. | "Кукушка" буквально осыпала Александра Рогожкина "Никами". Фото Натальи Преображенской (НГ-фото) |
Стоило появиться в России второй национальной кинопремии - "Золотому орлу", как первая, "Ника", поднапряглась и, взмахнув крылами, превзошла все ожидания. Слухи о ее смерти не подтвердились, "больной" проявил волю к жизни, достойную пера Джека Лондона. Церемония награждения лауреатов 16-й "Ники" проходила не в тесном и потрепанном ветрами перемен Доме кино, а в новехоньком Центральном международном Доме музыки на Красных Холмах. Конечно, по Дому кино нет-нет да и взгрустнется - все-таки там родилась безымянная тогда еще "Ника", ставшая своего рода символом горбачевских перемен, да и кинематографисты чувствовали себя там по-домашнему комфортно. Теперь в Доме кино другие хозяева... Но, кстати, одна из правых рук Никиты Михалкова Игорь Угольников, директор Дома кино, на церемонии сидел в первых рядах. Вдруг оказалось, что "Ника", над которой в последние годы любили потешаться журналисты и даже люди посерьезней - капустник, мол, ребячество, - может быть очень даже пафосным мероприятием, не утратившим при этом своего первоначального молодого задора. Оказывается, шутки Гусмана могут быть им же самим сильно ужаты и произнесены к месту, а шутки Арканова и Инина вообще устранены как жанр за ненадобностью.
Что касается лауреатов, то заранее кулуарно обговаривалось два варианта: первый - на случай, если раскол среди кинематографистов дойдет до той стадии, когда "никовцы" начнут голосовать умышленно иначе, чем это делали "орлята". Второй вариант - на тот случай, если кинематографисты попросту наплюют на подковерные забавы двух академий и проголосуют так, как сочтут нужным. Тогда можно было ожидать, что обе академии изберут своими лауреатами одних и тех же. Как, собственно, и произошло. По крайней мере в основных номинациях - за тем исключением, что в номинанты "Ники" по нескольким номинациям попал "Любовник" Валерия Тодоровского и Олег Янковский вполне справедливо стал обладателем "Ники" за лучшую мужскую роль. Получая статуэтку, он не преминул бросить камушек обиды в огород "Орла", который навыдвигал кого угодно, только не картину Тодоровского.
Остальные наиболее престижные "Ники" ушли все к той же "Кукушке" - и лучшая женская роль, и лучшая режиссура, и лучший игровой фильм. Вот только Рогожкин не смог награду получить - засиделся с друзьями в буфете за рюмочкой, ткнулся было потом в зал, а его охранники и не пустили. Даром что номинант. Попозже, правда, сжалились. Охрана, кстати, в Доме музыки - что тебе ВОХРы на зоне. Ладно еще у прессы удостоверения проверять, но у гостей-то зачем? И выражение лиц - у лошадей, что стояли по бокам торжественной ковровой дорожки и вовсю окучивали Красные Холмы конскими яблоками, морды были куда приветливее. Но это реплика в сторону.
Сначала ситуация с расколом кинематографистов, с созданием двух киноакадемий, с увольнением Гусмана и пр. производила тягостное впечатление. Ну на кого, против кого вам колоться, наши вы работники пленки и камеры? Ну не берите вы пример с писателей - они вот множатся, как бактерии без "Комета", так это понятно - им больше особо заняться нечем, сейчас книг-то не читает никто, разве что теток-детективщиц. Забыли про них, вот они и играют между собой. А кино у нас до сих пор любят, даром что по большей части серенькое, но так ведь свое. И прошлое у него славное. Теперь, после 16-й "Ники", вдруг стало понятно со всей очевидностью: киношники всерьез не расколются. Они слишком повязаны друг с другом, чтобы разбежаться по разным лагерям. Это только Миндадзе с Абдрашитовым могут всю жизнь работать вместе. Да отчасти Шахназаров с Бородянским. А все остальные - народ мигрирующий, несмотря на определенные пристрастия и дружбы. Сценарист не может и не должен писать только для режиссеров из своего лагеря - это нонсенс. Режиссер не может позволить себе приглашать актеров из дружественной группировки, презрительно отметая кандидатуры с другой стороны баррикад. Большего абсурда представить нельзя. И, совершенно очевидно, киношники это поняли.
Творческие люди в чем-то как дети - чем больше званий и регалий, тем приятнее. И если еще несколько месяцев назад по Союзу кинематографистов ходило: "Ты знаешь, такой-то к Никите в академики записался, вот штрейкбрехер поганый!", а сами члены союза и киноакадемики на вопрос: "С кем ты, мастер культуры?" умело уводили глаза за спину и начинали плести несуразное, то теперь членство в двух академиях вдруг стало абсолютно нормальной вещью. Теперь об этом говорят, не стесняясь и вернув глаза на место. В "Золотом орле", правда, по этой части вольницы меньше. По крайней мере выйти на сцену и начать речь словами: "Я как член двух киноакадемий┘" - как сделал это Олег Янковский, не принято. Ну и не надо.
Неожиданно для многих "Ника" отвоевала свое место под солнцем, оставшись (пока по крайней мере) первой, привычной и настоящей национальной кинопремией. Самое главное - у нее остался престиж, которого пока нет у "Орла". И совсем самое главное - у нее есть деньги. Не государственные, правда, отчего Михалков объявил "Нику" нелегитимной. О том, что "Орел" тоже не из государственной кормушки силы поддерживает, Никита Сергеевич умалчивает. Но сейчас о другом речь. Любую трудную ситуацию лучше разрулить, чем усугублять. Все случилось, факт налицо - мы имеем две примерно равные по своему весу национальные киноакадемии и кинопремии. Первая валит наповал официозом и стремлением к статусу державной, вторая, повзрослев и остепенившись, остается не столь официальной, но искренне любимой и вожделенной. Может, стоит принять как данность наличие в стране двух национальных кинопремий? Двух киноакадемий? Одних и тех же людей в этих двух академиях? Кинематографисты со временем сами решат, какая престижнее. Время и деньги покажут.