0
1059
Газета Культура Интернет-версия

09.04.2003 00:00:00

Прыжок в добро

Тэги: бежар, балет, хореография, спектакль


Бежар сочинил нечто похожее на церковные службы радикальных протестантов (когда в молитвенном доме играет крутая рок-группа, вознося хвалу Богу под неистовый рев перкуссионных). "МатьТереза" - балет-проповедь, построенный по цитате из писаний святой: "Время молиться, время играть, время любить, время отдавать". Танец здесь не имеет самостоятельной ценности и лишь поддерживает смысловую нагрузку слова. Многозначность движения как основной принцип искусства балета сведена к нулю. Главное, что положено ощущать в этом зрелище, - хореографические аналогии. Например: танец - форма медитации. Йога - тоже. Надо скрестить их в одном флаконе.

Сочиняя хореографию, 75-летний Бежар не мудрствовал лукаво. Он просто показал, чему учат в его школе. На сцене кучка мальчиков и девочек в белом, все босые, но где-то к середине балета девочки встанут на пуанты. Молоденькие артисты тщательно тянутся вверх всем телом, так же тщательно "опадают" всей тяжестью, гримасничают кто во что горазд, по-восточному работают с палкой, стоят на голове, акробатически прыгают в шпагат, поддерживают равновесие на одной пятой точке. И видно, что в бежаровской школе основательно ставят классическую выворотность ног, детально приучают к технике современного танца по Марте Греам и натаскивают в основных стойках из боевых искусств. Чтобы сделать наглядной общечеловеческую идею, к западным и японским позам прибавлены позы индийского танца - караны и элементы индийского танцевального языка жестов - "мудра".

В роли матери Терезы - Марсия Хайде. Когда-то она славилась как прима-балерина Штутгартского балета, зрители со стажем помнят ее блистательных Катарину в "Укрощении строптивой" и Татьяну в балете "Евгений Онегин". Бежар вернул балетную пенсионерку на сцену. И заставил ее декламировать отрывки из трудов матери Терезы, смиренно драить тряпкой сцену и раздавать рис, который артисты едят руками из железных мисок. Хайде по-прежнему артистична, но ей почти нечего делать, кроме как работать чтецом-декламатором. Правда, Бежар еще дал ей мини-цитату из своего балета "Айседора". В остальное время мать Тереза гладит исполнителей по головам, благостно улыбается, прохаживается, командирски постукивая посохом, и долго молится, шевеля губами и перебирая четки. По замыслу Бежара, героиня балета - наставник в духе и учитель в танце, а труд балетного артиста - символ труда вообще. Если у верующих есть духовные упражнения, то у танцовщиков есть станок в балетном классе. Станок - одно из нескольких русских слов, которые Марсия Хайде специально выучила перед российскими гастролями.

Бежар уже использовал слово в своих балетах, но при этом гораздо больше доверял движению. Теперь он все жаждет вербализировать, сделать буквальным, отрицая постмодернистскую девальвацию пафоса и не боясь перекормить морализаторством. "Чтобы быть хорошим мусульманином, индуистом или христианином, следует много работать. Больные проказой и туберкулезом нуждаются в помощи. Когда мы собираемся вместе, это дает нам силы. Любовь начинается в доме и семье. Служить Богу надо с радостью. Смерть - ничто". Тексты на французском языке, выкрикиваемые Хайде и танцовщиками, полны слишком очевидных истин. Именно поэтому их так трудно воспринимать.

Ранний и зрелый Бежар не стал бы гнать словесную волну. Поздний Бежар ищет лавров позднего Толстого. Его волнует не простота, а опрощение. Если вы любите искусство, утонувшее в наглядной агитации (как в этом балете, где раздачу риса, пищи телесной, надо понимать как потребность в пище духовной), Бежар образца 2002 года - хореограф для вас. Но те, кто знает, что сострадание само по себе еще не создает искусство, предпочтут прежнего Бежара, долгие годы умевшего волновать без риторики, увлекать без назидательности, рассказывать о высоком без лозунгов - только отточенной хореографической формой и магией новаторской театральности. А благими намерениями, как известно, вымощена дорога в очень нехорошее место.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Михаил Сергеев

Внезапное тарифное отступление США объясняют опасными тенденциями на рынке американского госдолга

0
1627
Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Ольга Соловьева

87% промпредприятий считают невозможным полный отказ от импорта комплектующих

0
1371
Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Анастасия Башкатова

Иностранные инвесторы в Казахстане пошатнули соглашение ОПЕК+

0
1746
Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

0
918

Другие новости