Чем хороша картина "Шик", объяснить довольно трудно. Попытка пересказа приведет к перечислению всевозможных сюжетных банальностей и несуразиц, со времен феллиниевского "Амаркорда" ставших обязательным набором, этаким ГОСТом всякого приправленного ностальгическими тонами фильма о туманной юности. Не важно, что по ряду примет действие "Шика" разворачивается здесь и сейчас; в бедном приморском городке, где жили-были три товарища, время почти остановилось, а черты реальности ближе к финалу размываются, превращая не чуждый бытовой конкретике фильм в мираж, сказку с не слишком счастливым концом.
Про что же кино, спросите вы. Уже сказано - про трех неразлучных друзей, парней из неблагополучных семей, "портовых", проводящих время в "махачах" со шпаной из соседнего района, наездах в близлежащий курортный город-сад и грезах о шикарном костюме (кстати, рабочим вариантом названия было "Гуччи", но воспротивились представители модельного дома). Мозаичный "Шик" складывается из коротких, чаще смешных, реже печальных эпизодов. Вот Гека, Штырь и Немой спасают от хулиганов местного дурачка и улепетывают от превосходящего по силе противника на древнем мотоцикле. Вот вступают в сговор с комичным "крестным отцом" в исполнении Николая Фоменко. Самым драматичным моментом для Штыря становится встреча с бросившим семью отцом, для Геки - объяснение с гулящей, по мнению окружающих, молодой мачехой, для Немого - самопальное обрезание, учиненное ради безответно возлюбленной еврейской девушки. Для всех троих - добыча заветного костюма. Как видите, ничего особенного. Больше того, на бумаге сюжетные линии выглядят в лучшем случае странно. Сценарий Олега Антонова, автора сусальной рождественской байки "Сирота казанская", дурен, нехорош. Истории кажутся надуманными, поэзия упрямо не желает сочетаться законным браком с бытом, каждое слово, каждая ситуация грешат фальшью. Но к готовому фильму все эти обвинения ничуть не относятся. Понимая умом несовершенство литературного первоисточника, ваш обозреватель посмотрел "Шик" на едином дыхании и, не будучи человеком особенно сентиментальным, порой едва сдерживал слезы.
Внятно артикулировать, чем замечателен этот взвинченный, порывистый, ни секунды не сидящий на месте фильм, отчего в горле комок, хотя жанр, безусловно, комедия, непросто. Эмоциональные ленты Бахтиера Худойназарова - и дебютный "Братан", и последовавшие за ним "Кош-ба-кош", и "Лунный папа" - хочется пересматривать, но не хочется нудно обсуждать и разнимать на составляющие элементы. Конечно, Худойназаров не только профессионал высокого класса, но и человек, обладающий безупречным вкусом, позволяющим сколь угодно избитые и скользкие мотивы интерпретировать без намека на пошлость. Сценарные промахи в "Шике" искупают лихость исполнения и энергия молодости. В ролях заняты очень хорошие актеры, причем молодежь ничуть не уступает звездам вроде Андрея Панина и Ингеборги Дапкунайте. Имена Александра Яценко, Артура Смольянинова и Ивана Кокорина стоит запомнить. Самый младший в этой компании Смольянинов - один из самых востребованных сегодня новичков: он был беспризорником в "Спартаке и Калашникове", членом тоталитарной секты в "Тайном знаке" и раскаявшимся бандитом в "Законе". Кокорин мелькал в "101 километре", для Яценко, играющего в трогательном спектакле Центра драматургии и режиссуры "Не про говоренное", "Шик" - сильный, максимально удачный дебют в кино.
Однако кроме стандартных составляющих успеха, к которым непременно следует добавить операторские и композиторские достижения, есть еще пятый элемент, цементирующий все прочие. Это редкая режиссерская честность, открытость, высочайший вотум доверия, оказанный зрителю. Эти качества ставят "Шик" в один ряд как с лучшими картинами о последнем лете детства вроде романтических шедевров Сергея Соловьева, так и с лучшими фильмами о юношеском смятении наподобие "Маменькиных сынков" Феллини.
P.S. Занятно, что почти одновременно с "Шиком" вышел еще один российский фильм - "Даже не думай", где тоже действует тройка закадычных друзей авантюрного склада характера, а не отца, так зятя одного из них играет вездесущий Андрей Панин. Полезно посмотреть оба фильма в связке - хотя бы для укрепления веры в светлое будущее отечественного кино. Для разминки подойдет "Даже не думай" - чистое развлечение, качественная копия англоязычных образцов посттарантиновской поры. Поэтичный и глубокий, хотя не менее захватывающий и действующий гораздо сильнее "Шик" рекомендуется смотреть следом.