Вначале были... ноги. Свидетельством странной и дружной привязанности юных авторов к этой части тела явилось большинство фильмов первых трех дней. Туфли, босоножки, башмаки шагали по родной земле, кроссовками били, голые ноги целовали, сапоги замещали лица людей, входящих в коровник, с мужскими ботинками общался женский голос, наконец, прелестной ножке преподнесли алую розу. Потом - то ли ног стало меньше, то ли на них перестали обращать внимание.
Появились судьбы. Запахло "германовщиной" - в лучшем смысле слова. Дипломная работа выпускника мастерской Алексея Германа Рамиля Салахудлинова "Накануне" - о буднях молодого врача - выделялась своей законченностью, осмысленностью, актерскими работами (Дмитрий Воробьев, Владимир Заманский, в эпизоде, как всегда, отличился "великий и неповторимый" Александр Баширов).
Были фильмы совершенно невероятные, такие, как "Я - женщина" Натальи Журавлевой. Можно ли было представить себе еще несколько лет назад, что героиней/героем дипломной работы студентки Высших курсов станет транссексуал? Причем не из питерских богемных кругов или московской тусовки, а житель/ница глухой уральской деревни. Найти подобный предмет изображения - удача молодой документалистки, снять не клубничку, а судьбу, снять просто и деликатно - удача вдвойне.
Что касается анимации, в прошлом году было решено ввиду отсутствия оной в более или менее достойном виде призов не присуждать вовсе. На этот раз, по словам известного аниматора, члена жюри Алексея Демина, выбор был так хорош, что у жюри просто глаза разбежались. Выдумки и фантазии молодым аниматорам и впрямь было не занимать. Скажем, существует такой природный феномен, как гепард. Принадлежит к "кошачьим", а когти втягивать не умеет. Зато быстрее всех бегает. Двух этих фактов было достаточно Андрею Соколову, чтобы сочинить милейшую сказку про то, как бедного гепарда звериное население гоняло от "песьих" к "кошачьим", до тех пор пока бедный "подкидыш" (фильм так и называется "Подкидыш") не добежал быстрее всех до воды в тяжелые безводные времена и не показал всем нос, вернее, хвост, удаляясь в гордом одиночестве.
Если говорить об общем впечатлении от программы нынешней, юбилейной "Анны", то оно двойственно. С одной стороны, средний уровень работ молодых кинематографистов, даже в сравнении с прошлым годом, заметно возрос. Многие работы создают ощущение, что перед нами - зрелые и уверенные в себе режиссеры, свободно владеющие всеми тайнами ремесла. С другой стороны, это кино какое-то уж очень "взрослое", даже "усталое". Выверенное, вымеренное, с непременными субтитрами на английском - для международной кинофестивальной аудитории. Иногда ему просто не хватает свежести, спонтанности, пусть и шероховатости, угловатости. Удивления от того, что "могу"! И - что важнее - оригинальных идей. Молодые кинематографисты, несомненно, насмотрены, знают мировой кинематограф вдоль и поперек, наверное, многие наснимали уже немало клипов, техникой все владеют самой разнообразной, но - хотелось бы чего-нибудь для души.
Не случайно, что проблемы, которые волнуют молодых режиссеров, сценаристов, операторов, свойства скорее практического, нежели творческого. Принимавшие участие в этих дискуссиях продюсер Сергей Сельянов, сценарист и режиссер Константин Мурзенко, сценаристы Юрий Коротков, Елена Караваешникова, режиссер нашумевшей "Бригады" Алексей Сидоров, представители телеканалов были "допрошены" ими внимательно и с пристрастием. Вопросы вопросов - где деньги лежат и куда сценарии приносить.
Жюри, в которое вошли такие мастера, как Вадим Юсов, Андрей Хржановский, Александр Бородянский, огласило свой вердикт. В число основных призеров (первые премии) попали:
по разделу анимации: "Круговорот" Роберта Лабидаса,
по разделу неигрового кино - "Дудук" Вартана Акопяна,
по разделу игрового кино - "Накануне" Рамиля Салахутдинова.