Премия "Оскар" славится стабильностью. Нет такой вещи, что могла бы поколебать церемонию вручения. Праздник откладывался лишь дважды - в 1937-м из-за обрушившихся на Лос-Анджелес проливных дождей и в 1968-м из-за убийства Мартина Лютера Кинга. В 1981-м покушение на Рональда Рейгана привело к отсрочке телетрансляции, но сама церемония состоялась в назначенное время. Война в Ираке задолго до своего начала соотносилась с грядущей оскаровской церемонией; представители Киноакадемии торопливо успокаивали синефилов: мол, при любых раскладах премия будет вручена. Так и вышло. Из VIP-гостей отсутствовали, кажется, лишь беглец от американского правосудия Роман Полански, автор лучшей песни из "Восьмой мили" Эминем, загулявший по своим рэперским делам, да номинированный на премию "Оскар" за роль второго плана Пол Ньюмэн, которому прийти помешала не политическая ориентация, а старческое недомогание. Зато если бы войны не было, сценаристам церемонии стоило бы ее выдумать: шоу состоялось, вечер прекрасно удался, благообразный глава академии Фрэнк Пирсон, возведя очи к небу, пожелал иракцам мира, а пара скандальных заявлений из уст иностранных гостей лишь добавила происходящему пикантности. Нортон воздержался от провокационных речей, счастливо улыбаясь рядом с мексиканской подружкой Салмой Хайек. За эту прекрасную пару отличился другой мексиканец, секси-бой Гаэль Гарсиа Берналь. Представляя песню из фильма "Фрида", он заявил, что, будь Фрида Кало жива, она сегодня "была бы с нами, была бы против войны". Первое откровенное заявление на больную тему зал встретил аплодисментами. Еще более громкая овация досталась Майклу Муру, получившему премию "Оскар" за политически некорректный неигровой фильм "Боулинг для высшей школы Колумбайн". Злой канадский шутник поддержал свою репутацию беспощадного сатирика и провокатора, громогласно устыдив Джорджа Буша. Мало того, г-н Мур обозвал г-на Буша придуманным президентом, победившим на выборах благодаря подлогу, и под рукоплескания, смешанные с воем негодования, удалился за кулисы весьма довольный.
Как и год назад, шоу началось ровно в половине пятого, но закончилось на полчаса позже, в восемь утра по московскому времени, несмотря на существенную новацию. Суть ее в искусственном ограничении на благодарственные речи. Победители должны были уложиться в 45 секунд, дабы не утомлять гостей перечислением друзей и родственников. Блистательный ведущий церемонии комик Стив Мартин предупредил краснобаев: "Сначала вы увидите мигающие софиты, потом услышите оркестр, а потом почувствуете, как нож вонзается в вашу глотку". Мартин перещеголял в остроте и артистизме предшественников Билли Кристалла и Вупи Голдберг. Он, конечно, далеко не Лесли Нильсен, но и этот обладатель глумливой седовласой физиономии оправдал ожидания любителей циничных шуток. Мартин не подкачал, начав с уколов в адрес Франции и Германии и продолжив шпилькой в сторону Николь Кидман, якобы впервые показавшей в "Часах" свой истинный нос (поясню, что как раз в "Часах" Кидман в роли писательницы Вирджинии Вульф до неузнаваемости изуродована гримом).
Самые красивые голливудские звезды вручали премию во второстепенных номинациях. Кэмерон Диас выпала честь - вероятно, в награду за абсолютно мультипликационный рот - вручать премию "Оскар" за лучший полнометражный анимационный фильм. Победил, ко всеобщему удовольствию, не очередной унифицированный продукт студии Диснея, а подлинный шедевр "Унесенные призраками" японского классика Хайао Миядзаки. Киану Ривз объявил авторов лучших спецэффектов, коими, опять же абсолютно справедливо, стали люди, вдохнувшие жизнь в бесподобного уродца Горлума из второй части "Властелина колец". Дженнифер Коннели (прошлогодняя обладательница премии "Оскар" за второплановую роль в "Играх разума") назвала лучшего актера второго плана-2003. Им стал Крис Купер, сыгравший в безумной комедии штатных возмутителей спокойствия Спайка Джонза и Чарли Кауфмана "Адаптация". Эта награда скорее дань уважения фильму в целом; он слишком эксцентричен для побед в главных номинациях. Купер же (возможно, памятный вам по роли в "Красоте по-американски") актер хороший, но несколько однообразный; его конкуренты Джон С. Райли и Кристофер Уокен были явно сильнее. Дженнифер Лопес огласила победу художников-декораторов, постаравшихся над аляповатым ретромиром "Чикаго". Скоро "Чикаго" пополнил свою наградную шкатулку целым комплектом статуэток во вспомогательных категориях. Мира Сорвино поздравила "чикагского" художника по костюмам Колин Этвуд. Джулианна Мур объявила о победе "чикагских" звуковиков (награда за монтаж звуковых эффектов досталась "Властелину колец"). Отчаянно шепелявящий Шон Коннери вручил премию лучшей актрисе второго плана Кэтрин Зита-Джонс, пожаловавшей на церемонию вопреки предостережениям врачей. Жаль, Кэтрин удержалась от родов прямо на сцене лос-анджелесского кинотеатра "Кодак" - вот было бы шоу. Хотя Зита-Джонс и Коннери и так превратили стандартную процедуру в маленькое шоу, напомнив свой совместный проект "Западня" - там заслуженный Джеймс Бонд получил немало тумаков от увесистых рук Кэтрин. Джина Дэвис объявила о победе "Чикаго" и в номинации "Лучший монтаж". Главный сюрприз поджидал обозревателя "НГ" в финале, когда отец и сын Дугласы объявили "Чикаго" лучшим фильмом года. Не иначе, постарался дух покойного Боба Фосси, принесший победу малоинтересному - по гамбургскому счету - опусу.
Краткий хронологический отчет о прочих результатах таков. Салма Хайек огорчила поклонников "Человека без прошлого", вручив премию "Оскар" за лучший иностранный фильм ленте "Нигде в Африке" немке Каролине Линк. Джулия Робертс провозгласила посмертную победу оператора Конрада Холла, которому "Проклятый путь" обязан единственным своим достоинством - изощренным визуальным решением. Хэлли Берри вызвала восторг вашего обозревателя, горячо и почти безнадежно болевшего за Эдриена Броуди в номинации "Лучшая мужская роль". Пользуясь случаем, хочу с газетных страниц извиниться перед соседями, возможно, разбуженными моим троекратным "ура!" в честь выдающегося исполнителя главной роли в выдающемся фильме "Пианист". Броуди не уложился в отведенные для речи секунды, но оркестр не решился заглушить его выступление, увенчанное призывом молиться за быстрое разрешение иракского конфликта и надеждой, что друг Эдриена Томас, живущий в Квинсе и служащий сейчас в Кувейте, вернется живым. Николь Кидман получила свое золото из рук прошлогоднего мужчины-лауреата Дэнзела Вашингтона с формулировкой "за ее нос". Несмотря на предупреждения своего друга и соотечественника Рассела Кроу Кидман разревелась и вообще была необычайно трогательна, однако за ее партнершу Джулианну Мур, оставшуюся ни с чем, все равно обидно. Марша Гэй Харден (лауреатка из фильма "Поллок") наградила за сценарий-адаптацию Рональда Харвуда, адаптировавшего мемуары Владислава Шпильмана для фильма "Пианист". Бен Аффлек одарил премией "Оскар" за оригинальный сценарий "Поговори с ней" Педро Альмодовара. Испанский мэтр был скромен, заявив в своей скороговорке, что вряд ли достоин такой высокой оценки. Харрисон Форд, кстати говоря, радостнее всех хихикавший над наездами в адрес президента Буша, огласил победу Романа Полански в номинации "Лучшая режиссура".
О том, насколько "Пианист" хорош, "НГ" писала в прошлогодних отчетах с Московского фестиваля. Награждение Полански приобретает дополнительный вес и в свете непрекращающихся судебных преследований режиссера со стороны американских властей. С другой стороны, очередное ненаграждение Мартина Скорсезе - настоящий шок, тем более что мюзикл "Чикаго" и рядом не стоял с "Бандами Нью-Йорка", чьи агрессия и страсть отвратили академиков, оставивших Скорсезе без единой награды. Безусловно, "Банды" не вносят лепту в дело мира. Но это уже другая история.