0
700
Газета Культура Интернет-версия

18.03.2003 00:00:00

Терзания на Манежной

Тэги: выставка, гойя


Самое замечательное в московской выставке офортов Гойи - это место ее проведения. На народной Манежной площади, под копытами жуковского коня, рядом с Иверской часовней, под землей. Атмосфера подземелья, то ли намеренно, то ли спонтанно открытая кураторами, как раз и оправдала этот амбициозный и неоднозначный проект.

Неоднозначность его сразу в двух вещах. Во-первых, в количестве и качестве экспонатов. Рассмотреть в один заход четыре графические серии, создававшиеся Гойей почти 20 лет и насчитывающие без малого 300 листов, практически нереально (избыточность редко бывает признаком музейной культуры). Во-вторых, неоправданно высокие цены на билеты: 200 рублей с человека. Стоимость сравнима с посещением хорошей западной галереи и предполагает по меньшей мере уникальность экспозиции. Между тем качество офортов, привезенных немецкой галереей Боттингерхаус, оставляет желать лучшего. Это совершенно точно не авторские отпечатки и даже не более поздние первоклассные оттиски. Фирменное гойевское сочетание травленного штриха и акватинты, когда вместе с линией возникает еще и мерцающая светотень, почти не просматривается. Остается только сюжет, и он, к чести организаторов, подробно объяснен на табличках у каждого из листов. Но с таким же успехом можно изучать репринтные альбомы.

Впрочем, "Терзания души" кассу сделают. И здесь, опять же, две причины. Во-первых, невероятная загадочность и сложность испанской души. Начиная с "Капричос" (первое издание 1799 года) помимо звания главного королевского живописца за Гойей закрепилась репутация эдакого иберийского Достоевского: темный, противоречивый, страшный, болезненный (одолевающая глухота). Историки, конечно, оправдывали его фантазии борьбой с пережитками прошлого, с инквизицией, суевериями и проституцией. Но просветительство могло бы обойтись и без такого количества ведьм и трупов.

Второе слагаемое - возвращаюсь с чего начал - казематы Музея археологии, который на время испанских гастролей избавился от всех своих плошек и палок-копалок и превратился в лабиринт из черных ширм, где изогнутой змеей на разных уровнях ползут серии "Тавромахии" (бои с быками), "Капричос", "Дипаратес" ("Нелепости") и "Бедствия войны". Этот остроумный ход: спуститься под землю, вниз, в самое подсознательное, и вместо археологической витрины "Из глубины веков" разместить гойевские глубины - заслуживает внимания. Кстати сказать, ту же штуку бамбергская галерея выкинула, когда привозила в Москву иллюстрации Сальвадора Дали. Выставку разместили в Музее революции, где графика сюрреалиста огибала вдруг ни с того ни с сего оставленный броневик. Неясно, кто уже второй раз указывает немцам эти нестандартные залы, но уже за одно это ему можно простить перевес количества над качеством и зарабатывание на раскрученных именах.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1712
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1069
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
775
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1054

Другие новости