Самое замечательное в московской выставке офортов Гойи - это место ее проведения. На народной Манежной площади, под копытами жуковского коня, рядом с Иверской часовней, под землей. Атмосфера подземелья, то ли намеренно, то ли спонтанно открытая кураторами, как раз и оправдала этот амбициозный и неоднозначный проект.
Неоднозначность его сразу в двух вещах. Во-первых, в количестве и качестве экспонатов. Рассмотреть в один заход четыре графические серии, создававшиеся Гойей почти 20 лет и насчитывающие без малого 300 листов, практически нереально (избыточность редко бывает признаком музейной культуры). Во-вторых, неоправданно высокие цены на билеты: 200 рублей с человека. Стоимость сравнима с посещением хорошей западной галереи и предполагает по меньшей мере уникальность экспозиции. Между тем качество офортов, привезенных немецкой галереей Боттингерхаус, оставляет желать лучшего. Это совершенно точно не авторские отпечатки и даже не более поздние первоклассные оттиски. Фирменное гойевское сочетание травленного штриха и акватинты, когда вместе с линией возникает еще и мерцающая светотень, почти не просматривается. Остается только сюжет, и он, к чести организаторов, подробно объяснен на табличках у каждого из листов. Но с таким же успехом можно изучать репринтные альбомы.
Впрочем, "Терзания души" кассу сделают. И здесь, опять же, две причины. Во-первых, невероятная загадочность и сложность испанской души. Начиная с "Капричос" (первое издание 1799 года) помимо звания главного королевского живописца за Гойей закрепилась репутация эдакого иберийского Достоевского: темный, противоречивый, страшный, болезненный (одолевающая глухота). Историки, конечно, оправдывали его фантазии борьбой с пережитками прошлого, с инквизицией, суевериями и проституцией. Но просветительство могло бы обойтись и без такого количества ведьм и трупов.
Второе слагаемое - возвращаюсь с чего начал - казематы Музея археологии, который на время испанских гастролей избавился от всех своих плошек и палок-копалок и превратился в лабиринт из черных ширм, где изогнутой змеей на разных уровнях ползут серии "Тавромахии" (бои с быками), "Капричос", "Дипаратес" ("Нелепости") и "Бедствия войны". Этот остроумный ход: спуститься под землю, вниз, в самое подсознательное, и вместо археологической витрины "Из глубины веков" разместить гойевские глубины - заслуживает внимания. Кстати сказать, ту же штуку бамбергская галерея выкинула, когда привозила в Москву иллюстрации Сальвадора Дали. Выставку разместили в Музее революции, где графика сюрреалиста огибала вдруг ни с того ни с сего оставленный броневик. Неясно, кто уже второй раз указывает немцам эти нестандартные залы, но уже за одно это ему можно простить перевес количества над качеством и зарабатывание на раскрученных именах.