0
749
Газета Культура Интернет-версия

18.03.2003 00:00:00

Шпаги, фижмы и любовь

Тэги: мариинка, бгат, балет, манон


Обменные гастроли Большого и Мариинского театров особенно приятны тем, кто любит лелеять собственные стереотипы. Показали в Питере два балета из Большого - и некоторые критики, страдающие там неумеренным театральным патриотизмом, с чувством глубокого удовлетворения принялись пестовать сладостное чувство: уж где-где, а в балете Петербург "столичней" Москвы. Для счастья нужно совсем немного: обозвать московский балет неотесанной деревенщиной (по сравнению с рафинированностью Мариинской труппы). Привезли в Большой театр питерскую трактовку балета "Манон" - и столичные знатоки старого закала, как и следовало ожидать, осудили петербуржцев за недостаток эмоций: по ходу действия добро побеждает зло (или наоборот), а эти балерины из Мариинки просто танцуют. А где огонь страстей и душа нараспашку?

Балет "Манон" (по старинному французскому роману аббата Прево) был поставлен Кеннетом Макмилланом в Лондоне. И, на мой взгляд, этому английскому спектаклю очень идет легкая сдержанность исполнения. Можно рассматривать ее как дань легендарной британской невозмутимости и британской манере танца, можно разыграть это как налет патины времени: восемнадцатый век виден словно в дымке. А чувственный раздрай противопоказан балетной мелодраме "Манон": зрелище немедленно превратится в кафешантан. Сказанное не исключает проработку деталей и вкус к нюансам. Наоборот, это необходимо в спектакле такого типа - повествовательно-драматическом, обогащенном (даже чересчур) мелкими подробностями поведения, разнообразными жестами, вплоть до бытовых, и массой скрытых ловушек для исполнителей, включая умение органично носить громоздкие костюмы под старину и по-дворянски манипулировать шпагами.

Мариинские артисты, почти провалив накануне балеты Пети, чувствуют себя как дома в "Манон". И кто бросит камень в органичного Максима Хребтова в образе Леско - беспутного сводника, пьяницу и любящего брата? Или сможет найти хоть слово против искусства Наталии Сологуб, которая еще вчера, в партии Кармен, казалась окаменевшей от испуга перед трудной задачей обольщения, а здесь, в роли любовницы Леско, жарко кокетничала, легко танцевала и блистала от рыжей макушки до подола зеленого платья. Вот только крупнотелый Илья Кузнецов, небрежный в классике и по московским, и по питерским меркам, выламывался из элегантной точности хореографии Макмиллана, но все равно был незаменим на сцене. Какой еще кавалер де Грие мог бы так уверенно взваливать на плечи и замысловато крутить в поддержках свою возлюбленную, если ее танцует (иногда с "пробелами" в хореографическом тексте партии) высокая и сильная Светлана Захарова? И зачем этой балерине подпорки в натурализме горестей и любовей, если ее величавый танец глубинно самодостаточен?

...Странно, что балет "Манон" некоторым кажется скучным и старомодным. На вечере Мариинского театра еще раз понимаешь: дело не в том, старый это спектакль или новый, сюжетный или "абстрактный", авангардный или традиционный. Скучен и старомоден лишь тот балет, который плохо танцуют.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Михаил Сергеев

Внезапное тарифное отступление США объясняют опасными тенденциями на рынке американского госдолга

0
1627
Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Ольга Соловьева

87% промпредприятий считают невозможным полный отказ от импорта комплектующих

0
1371
Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Анастасия Башкатова

Иностранные инвесторы в Казахстане пошатнули соглашение ОПЕК+

0
1746
Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

0
918

Другие новости