До выходных вся минувшая неделя шла (в культурной, так сказать, ее ипостаси) под знаком перемещенных ценностей. Председатель комитета Госдумы по культуре Николай Губенко забил тревогу, требуя остановить возможную безвозмездную передачу в Германию культурных ценностей на сумму свыше 1 млрд. долл. Министр культуры настаивает, что коллекция стоит не больше 50 млн., но планов вернуть ее Германии отрицать не стал. Депутаты поддержали Губенко. В итоге уже было сложившаяся традиция возвращения перемещенных ценностей оказалась под угрозой срыва. Группа ветеранов войны обратилась в районный суд с иском об оскорблении их чести и достоинства.
Итак, в начале февраля в Германии министр культуры России Михаил Швыдкой пообещал г-же Кристине Вайс, которая отвечает за культуру в тамошнем федеральном правительстве, что картины из так называемой "балдинской коллекции" в скором времени окажутся в Бремене. В неофициальной обстановке была согласована и конкретная дата: 29 марта в Бремене должна открыться выставка возвращенных рисунков - 362 графических листа и 2 живописных полотна, вывезенных после войны капитаном артиллерии и архитектором по профессии Виктором Балдиным (и в 47-м году переданных им в Музей архитектуры).
Почувствовав опасность, уже и сами немецкие инициаторы скорейшего и "тайного" возвращения рисунков на родину, среди которых первый - директор Института изучения Восточной Европы Бременского университета г-н Айведе, всячески ссылаются на волю покойного офицера Балдина. Но почему тогда не провести прощальную выставку, не издать каталог и не сказать России "материальное спасибо"? Стыдливо и тайно паковать картины нужно лишь в том случае, если речь не о спасении, а о мародерстве. Но такой квалификации поступка Балдина мешает то обстоятельство, что сами немцы присвоили ему титул почетного гражданина Бремена.
На пресс-конференции, которая прошла в Минкульте, министр культуры Михаил Швыдкой сказал, что сам обратился в Генпрокуратуру с просьбой проверить законность всей своей деятельности по возвращению коллекции в Германию. И даже пообещал, что, если в его действиях найдут нарушения, журналистам придется общаться с другим министром.
Пока весь корпус "балдинского собрания" переведен из Эрмитажа в Москву и находится в спецхране Министерства культуры. И ждет своего часа. Чем позже он наступит, тем будет лучше для России: любая "проволочка", вызванная выступлением депутатов или заявлением Губенко, чем и кем угодно еще, повышает цену сделки.
Еще недавно мы и не знали, что Германия собирается оставить в России некоторое количество рисунков. Сейчас уже говорится о 20 работах. Прозвучало обещание привезти всю коллекцию в Россию на выставку уже в следующем году. Глядишь, еще неделя-другая, и в Бремене вспомнят давнее свое обещание отреставрировать все новгородские храмы.