0
984
Газета Культура Интернет-версия

13.03.2003 00:00:00

Саура против Сауры

Тэги: испания, саура, кино, фото


- Сеньор Саура, при стольких разнообразных увлечениях как вы все успеваете?

- Наверно, у меня нет так называемой "травмы художника". Искусство для меня - просто наслаждение и приключение. В киношколе меня воспитывали на русском кино, на фильмах Кулешова, Пудовкина и Дзиги Вертова. Мой первый фильм, "Бродяги" 1959 года, был о корриде. Нравится снимать разное - и исторические эпопеи, и камерные картины для 4-5 персонажей. Я сделал фильмы о Борхесе, о Гойе, об испанском мистике Хуане де ла Крус, мечтаю снять музыкальную картину о короле Филиппе Втором... Когда-то, при Франко, правые политики называли меня "попутчиком коммунистов". Я никогда не был коммунистом, но я всегда попутчик, в широком смысле слова.

- Вы много лет изучаете испанские танцы через глазок кинокамеры. Что могут дать друг другу фламенко и кино?

- В Испании, как и в России, много фольклорных течений в музыке, но они не развиваются и как бы застыли в прошлом. Лишь фламенко постоянно меняется, впитывает новые течения. Я счастлив, что моими фильмами я могу способствовать пропаганде фламенко и его обновлению.

Вместе с Антонио Гадесом мы сделали "Кармен" и "Огонь" ("Кровавую свадьбу") для театра. И перед фильмом "Саломея" тоже был одноименный спектакль. Но языки театра и кино разные. Допустим, в театре можно увидеть две сцены одновременно. В кино же ты сначала показываешь, как двигается один человек, потом - как танцует другой, и музыкальное время получается совсем иное.

- Судя по вашим фильмам, вы увлекаетесь психоанализом...

- Не сказал бы. Скорее я этого побаиваюсь. Что меня на самом деле интересует, так это деятельность головного мозга. Мне очень понравилась идея о том, что человеческий мозг устроен наподобие библиотеки: там все как бы разложено по полкам, каждый участок мозга отвечает за свое дело, один - за интеллект, другой - за эмоции. Но последние исследования вроде бы опровергают это. Теперь говорят, что в наших мозгах гораздо больше хаоса. А жаль!

- После фламенко вы заинтересовались другим знаменитым танцем и в фильме "Танго" скрестили его с политическими событиями в Южной Америке...

- Да, это военная диктатура. В Чили тогда был Пиночет, в Аргентине - Варелла. Бесследно исчезали люди, применялись пытки. Танго имеет к этому буквальное отношение. Когда людей пытали в казармах Буэнос-Айреса, палачи ставили на полную мощность танго, чтобы не были слышны крики. Это мой единственный танц-фильм, в котором происходят такие жестокие события. И это эксперимент, когда процесс съемки изучается с точки зрения музыки. Например, персонажи двигаются в определенном ритме, и танцевальные па разбиваются посторонними движениями.

- Ваш последний фильм "Саломея" - это фламенко-версия библейской истории?

- Очень свободная версия. То, что в Испании называют испанским танцем, - это ведь не только фламенко. Есть, например, школа болеро. Но фламенко особенно подходит к жестокой истории о Саломее, Иродиаде и Иоанне Крестителе. Я хотел построить фильм на встрече фламенко с культурой и музыкой сефардов - евреев Средиземноморья и Северной Африки.

В фильме снималась Аида Гомес. Она была директором Национального балета Испании, и у нее потрясающий танец. Я сделал открытие: в женском теле есть некая линия разделения. Ниже талии - сфера земли, которая притягивает. Выше талии - связь с небом, устремленность в воздух, поэзия, но без всякой связи с классическим балетом. Женщины могут совмещать обе области в одном теле. Это удивительно!

- Выставка ваших фотографий посвящена не только танцу. Это фактически фотолетопись ушедшей в прошлое Испании времен франкизма...

- Фотографирование - моя навязчивая идея. Мне интересно снимать все - предметы, людей, документы, пейзажи. Где бы я ни был, всю жизнь каждый день обязательно делаю несколько снимков. У меня дома 400 фотоаппаратов, и все работают, среди них есть и советские - "Зоркий", "Зенит", "Киев". Скоро должен выйти мой фотоальбом "Растро" о знаменитом "блошином рынке" в Мадриде и альбом "Фламенко", где будут снимки за 50 лет.

- Вы были другом Бунюэля и зятем Чаплина. Удалось ли не "сплющиться в лепешку", находясь между этими двумя гигантами?

- Это были люди такого масштаба, что порой приходилось и сплющиваться. Бунюэль родом из Арагона, а об арагонцах в Испании говорят: "Упрямство - их национальная черта". Я не люблю посмертных мифов о людях-исполинах, фальшь культа, который создают великим художникам. Вокруг Бунюэля пытались накрутить такое, будто он не человек, а святой Луис. Мне это претит. Что касается Чаплина... Да, я полюбил Джеральдину Чаплин и 14 лет прожил с ней. И много разговаривал с ее отцом. Он был человеком с очень сильным характером. Но я всегда разделял творчество и частную жизнь.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
576
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
641
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
399
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
489

Другие новости