Несколько лет назад журнал "Балет" учредил ежегодную премию "Душа танца". С самого начала ее разбили на отдельные номинации. Звучат они необычайно возвышенно: сплошь "маги", "мэтры" и "рыцари" танца. Уже шестьдесят человек таким манером получили моральное удовлетворение.
В отборе номинантов журнал адекватно реагирует на действительность. Никто не возразит, если Нину Ананиашвили объявят "Королевой танца", премьера Большого театра Сергея Филина провозгласят сияющей "Звездой танца", а солистку той же труппы Анастасию Горячеву - "Звездой восходящей". Кто будет против, если "Мэтром танца" назовут знаменитую некогда исполнительницу эстрадного танца Анну Редель, помянут наградой безвременно погибшего хореографа Евгения Панфилова, а педагогу ГАБТа Марине Кондратьевой присвоят звание "Учитель"?
Сама церемония награждения в Музыкальном театре была организована из рук вон плохо. За первыми рядами партера не было слышно даже слов ведущего с микрофоном, а уж каких-либо децибел в благодарственных репликах лауреатов, которым вообще никакой усилительной техники не дали, раздраженная галерка добивалась исключительно воплями "Громче! Громче!". Символы "Души танца" почему-то вручали в неудобном проходе между первым рядом и сценой. Награждаемым дамам и господам приходилось топтаться в узком пространстве, а сами статуэтки стояли на краю сцены у них за спиной. Для того чтобы извлечь оттуда витиеватые фигурки и кому-то их вручить, всем "вручантам" приходилось проделывать малоэстетическую операцию - запускать руки в район лауреатского затылка и по дуге перемещать увесистую "Душу танца" в сторону лауреатского лица.
Первая половина концерта настроила на крепкий сон. И если б не Сергей Райник из Перми (в номере Панфилова "Китайская безделушка" он выдал хоть какую-то энергию), можно было бы и не просыпаться. Зачем смотреть, как отдельные солисты Большого и Мариинского театров соревнуются в убиении классики, изгоняя из "Жизели" и "Кармен" любые признаки дееспособности? К чему мучиться, когда провинциальные ребята и девочки что хотят, то и делают с баланчинской "Тарантеллой" и называют "татарским танцем" кошмарную смесь из обрывков ирландского степа неизвестно с чем?
Но, к счастью, было и второе отделение. И там удалось припомнить, что российский балет многие до сих пор считают одним из лучших в мире. Это действительно так, когда получает "Душу танца" и с душой танцует Наталья Ледовская (она была хороша даже в чьей-то невнятной хореографии). Когда лауреатка "Души" в номинации "Актер" Илзе Лиепа на пару с Николаем Цискаридзе самовыражается в "Пиковой даме". И особенно, когда четыре премьера Большого театра - Нина Ананиашвили, Инна Петрова, Сергей Филин и Юрий Клевцов - показывают настоящее высокое мастерство, "вкусно" разыгрывая страсти в шутливом балетике "Прелести маньеризма".