0
2623
Газета Культура Интернет-версия

18.02.2003 00:00:00

Анук Эме: "Я так скучаю по Феллини!"

Тэги: анук эме, феллине, берлин, кинофестиваль, премия


анук эме, феллине, берлин, кинофестиваль, премия Обладательница 'Золотого едведя' Анук Эме не признает 'карьеры' в кино.
Фото Reuters

- Мадам Эме, позвольте вас поздравить с "Золотым медведем" за вклад в мировой кинематограф┘

- Знаете, когда тебя награждают за вклад во что-то - например, в мировой кинематограф, это, наверное, начало конца, правда? Да нет, это я просто так шучу, не обращайте внимания. На самом деле я очень люблю Берлинский фестиваль, он интересный и очень престижный, и, конечно, я очень рада, что я тут - почетный гость и что прошла моя ретроспектива. И что меня наградили "Золотым медведем". Просто я ко всему этому - к призам, к наградам - очень спокойно отношусь.

- Вы вообще часто бываете на фестивалях?

- Как почетный гость - первый раз. А так - конечно, приходится бывать, и даже пару раз сидела в жюри. Но быть членом жюри - это такой кошмар!

- Почему? Слишком много времени отнимает?

- Время-то ладно, дело не в нем. Кошмар, когда тебе приходится кого-то оценивать, и твоя оценка потом может повернуть судьбу человека в ту или другую сторону. А как быть, если в конкурсной программе твой друг, а снял плохое кино? Ужас! Наверное, фестивали - это хорошо, когда на эти сборища собираются профессионалы и смотрят профессиональное кино - что тут плохого?

- В России (точнее, в Советском Союзе) вы стали известной благодаря фильму "Мужчина и женщина"┘

- Меня что, правда знают в России?

- Те, кто хоть чуть-чуть интересуется кино, вас, конечно, знают.

- Да? А я, кстати, ни разу не была в России.

- Жаль.

- Для меня жаль?

- Для России в первую очередь. Но, возвращаясь к "Мужчине и женщине", - как вы можете объяснить, что такая простая история любви, по сути мелодрама, вдруг стала шедевром, классикой мирового кинематографа?

- Спросите что-нибудь попроще. Я сама последние почти сорок лет иногда об этом думаю и могу вам честно сказать: не знаю. Наверное, много что сошлось. Скорее всего этот фильм был снят именно тогда, когда он должен был быть снят. Два года раньше - наверняка полный провал, год-два позже - тоже. Видимо, что-то тогда витало в воздухе, что-то было в атмосфере такое, что учуял только Клод Лелуш. А что - не знаю. Но, видимо, звезды были за то, чтобы картина получилась. Даже то, что не хватило денег на цветную пленку - а фильм поначалу планировался в цвете, - пошло на пользу. Я, например, не представляю себе "Мужчину и женщину" в цвете.

- А чем вы объясните тогда, извините, провал "Мужчина и женщина: 20 лет спустя"?

- Лелуш ошибся. Он решил, что зрителя интересует, что стало с героями через двадцать лет. Да не интересует их это, многие режиссеры попадались на этот миф и делали сиквелы. Вы знаете хоть один сиквел, который был бы лучше самого фильма?

- Ничего не приходит на память┘

- Вот и мне тоже. Но Лелуш - великий режиссер. И ошибки у него - тоже великие.

- Если говорить о великих - вы снимались у Феллини в "Сладкой жизни", в "8 1/2". Как он вас нашел?

- А он меня и не искал. Просто так получилось - он увидел меня в каком-то фильме, не помню даже в каком, - и пригласил.

- Говорят, Феллини был жутким деспотом на съемочной площадке.

- Кто говорит? Феллини был жутким демократом на съемочной площадке. Впрочем, не знаю, может, он был деспотом по отношению к кому-то, но ко мне и к Мастроянни он был натуральным демократом. Когда он впервые пригласил меня сниматься у него, я жутко боялась: черт возьми, сам великий Феллини, вот сейчас он будет от меня требовать что-то. А он ничего не требовал. Он даже не объяснял, что надо делать. Он просто иногда напоминал: "Помнишь, что там в сценарии?" Я говорила "помню", а он - "ну так давай". Не то что деспотизма не было, наоборот, мне даже иногда хотелось, чтобы он подсказал, как разыграть сцену. Но он ничего не подсказывал, он просто выталкивал на съемочную площадку - и делай что хочешь.

- После "Сладкой жизни" Феллини объявил, что Анук Эме - лучшая актриса всех времен и народов. Это были эмоции, свойственные творческому человеку, или всерьез?

- Ну, во-первых, он объявил меня таковой после Джульетты Мазины. Второй то есть. А во-вторых┘ Наверное, в тот момент он был искренен. При всей своей внешней сдержанности это был такой вулкан! Может, через пять минут он подумал, что Анук Эме - самая бездарная актриса, но пять минут назад он был уверен в обратном. Поэтому и было с ним интересно. И с Мастроянни тоже было здорово - когда они вдвоем орали мне: "Иди, пицца готова!" - сейчас мне кажется, что лучших дней в моей жизни не было. Я так скучаю по ним - и по Федерико, и по Марчелло, с ними моя жизнь была гораздо интереснее, красочнее.

- У вас было столько талантливых и красивых партнеров - Жерар Филип, Марчелло Мастроянни, Ив Монтан, Жан-Луи Трентиньян┘ Со всеми на экране у вас была любовь. А с кем у вас был самый запоминающийся поцелуй?

- Да хоть убейте не помню. Целовалась очень много, но это была работа. Вот вы, например, помните каждую свою газетную заметку? Нет? Вот и я не помню своих поцелуев.

- Несмотря на вашу обширную фильмографию, у вас были большие перерывы в карьере, на несколько лет, после чего ваше появление на экране воспринималось как возвращение. Где вы были эти несколько лет?

- Да нигде. Я просто не хотела сниматься. Вы сказали "карьера"? Я не знаю, что такое карьера. Правда. Я всегда делала то, что хотела. Хотела сниматься - снималась. Не хотела - сам черт не заставил бы. Мне приносили хорошие сценарии, но когда я узнавала, что будет снимать плохой режиссер, - выбрасывала. Или наоборот - хороший режиссер предлагает плохой сценарий. Зачем мне это?

- Можете припомнить самого скучного, неинтересного режиссера в вашей жизни?

- Скучного? Наверное, он давно умер. По крайней мере я его не помню.

- В одном из недавних интервью вы говорили, что сейчас самая ваша главная роль - это роль бабушки.

- Что? Бабушки? Чушь, никогда я этого не говорила. Может, это совсем древнее интервью, где я могла ляпнуть? Во-первых, моему внуку сейчас 20 лет, какие там сю-сю-мусю? Во-вторых, я совершенно ненормальная бабушка, у меня нет каких-то особых чувств к внуку, это просто мой второй ребенок - вот и все.

- Гипотетический вопрос. Если бы вы были главным директором какого-нибудь самого главного фестиваля, кому бы вы дали главный приз за вклад в мировой кинематограф?

- Вуди Аллену.

Берлин-Москва

Редакция "Независимой газеты" благодарит ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" за содействие в подготовке материалов, освещаюших работу 53-го международного Берлинского кинофестиваля.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
676
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2407
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1605
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1232

Другие новости