Завершившийся в субботу 53-й международный Берлинский кинофестиваль еще раз продемонстрировал это нехитрое правило. Вообще крайне редко критики остаются довольными решением жюри. Наверное, так повелось еще с тех пор, как вскоре после изобретения братьев Люмьер появилась новая профессия - кинокритик. Фильм англичанина Майкла Уинтерботтома "В этом мире", получивший главный приз Берлинале - "Золотого медведя", - безусловно, заслуживает если не восторженных рукоплесканий публики, то уважительных аплодисментов профессионалов. Трагический квазидокументальный фильм об афганских беженцах, не находящих себе приюта в этом мире, соткан из бытовых мелочей, которые складываются потом в одну печальную картину человеческой ненужности. Это типичный фильм из разряда тех, что принято называть фестивальными, - настоящее сильное кино, которое никогда не дойдет до широкого зрителя, но будет по достоинству оценено профессионалами и прокатится в течение двух лет по всем мыслимым фестивалям. Присуждая главный приз Уинтерботтому, жюри отдало дань не только профессионализму режиссера, но и сложности политической ситуации на Востоке. Интересно, что как раз во время оглашения лауреатов в двух километрах от Берлинале Паласт, в центре западного Берлина, буйствовала многотысячная демонстрация против войны в Ираке, словно лишний раз подтверждая неотделимость искусства от политики.
Несомненно, самым сильным фильмом Берлинале были "Времена" (в нашем прокате эта картина скорее всего пойдет под названием "Часы" - роман, по которому написан сценарий, был у нас переведен как "Часы", что неверно с точки зрения смысла). И восторжествуй объективность, "Золотой медведь" достался бы Стивену Дэлдри. Но восторжествовали другие мотивы. Трудно утверждать точно, но скорее всего жюри решило четче "поделить территорию" между Европой и Голливудом. "Времена" уже обзавелись "Золотым глобусом", теперь номинированы на "Оскара". Николь Кидман - очень вероятный претендент на того же "Оскара" за лучшую женскую роль. Мало им, что ли? Как говорится, дайте и другим поиграть. Впрочем, все три звезды, игравшие в фильме, - Николь Кидман, Джулианна Мур и Мерил Стрип - получили на троих "Серебряного медведя" за лучшую женскую роль, точнее, за "лучший женский актерский состав". Кажется, давать коллективные призы становится традицией Берлинале - в прошлом году такого же приза удостоилась "женская сборная" из фильма Франсуа Озона "Восемь женщин".
Неожиданно был признан лучшим актером Сэм Рокуэлл, сыгравший главную роль в невнятном режиссерском дебюте Джорджа Клуни "Признания опасного ума". Неожиданно - потому что на фоне многих других актерских работ (например, виртуознейший Николас Кейдж в "Адаптации") игра Рокуэлла кажется словно размазанной по фильму, и даже его лицо намертво стирается из памяти сразу, как только начинаются титры. "Адаптацию", кстати, тоже не обошли, дав ей звучную, но для Берлинале вполне номинальную награду - Гран-при жюри.
Еще более неожиданной оказалась судьба второй по значимости награды - "Серебряного медведя" за режиссуру. Его увез с собой в соседнюю Францию Патрис Шеро ("Его брат"), где поставил рядом с позапрошлогодним "золотом", полученным за откровенный "Интим". Драматическая "сказка странствий" готовящегося к смерти молодого человека, несмотря на театральную камерность, словно бьет с экрана электрическим током, выплескивает мощный эмоциональный отрицательный заряд, который волшебным образом преобразуется в спокойную энергию катарсиса. Но, думается, не режиссура в данном случае "виновница" энергии, гораздо в большей степени ее источник - сама тематика, блестяще и отточенно выписанные диалоги и игра известного французского актера Бруно Тодесини. Но тут есть один щекотливый момент: Атом Эгоян, председатель жюри, - большой любитель и любимец Каннского фестиваля, редко пропускающий знаменитый кинофорум на Лазурном берегу. В этом году он, как говорят, опять повезет туда свою картину. А председателем Каннского жюри как раз будет┘ Правильно, Патрис Шеро.
Закрылся Берлинале-2003 свежим фильмом Мартина Скорсезе "Банды Нью-Йорка" - кровавой трехчасовой эпической сагой о том, "откуда есть пошла" великая Америка. А пошла она от бандитов, головорезов, ворюг, убийц и предателей. Кажется, Скорсезе хотел сделать патриотический фильм. Но, сам того не ведая, снял абсолютно антиамериканскую ленту. Закрывать Берлинский фестиваль лужами голливудской крови - это что-то новенькое... А накануне закрытия вручали "Золотого медведя" за вклад в мировой кинематограф. В этом году его получила роскошная Анук Эме, и это был один из немногих "медведей" нынешнего фестиваля, не вызвавший ни удивления, ни раздражения.
Берлин
Редакция "Независимой газеты" благодарит ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" за содействие в освещении 53-го международного Берлинского кинофестиваля