Первая - "Лозунг" Олега Кулика в "Риджине". Здесь не встретишь былого Кулика: человека-собаки, автора провокационных картинок с обезьянами, рыбками и восковыми копиями Курниковой. На внушительных размеров снимках (в формат классической картины) - подмосковные пейзажи, снятые через стекло. Фокус в том, что в стекле-преграде отражается урбанистическая картинка, находящаяся за спиной фотографа. Получаются эдакие "поэмы" на грани природы и города, натурального и социального. Вычитывать смыслы и объяснять заложенные в пейзаж лозунги можно бесконечно (чем, собственно, все критики и занялись). Но если быть честным и откровенным (как сам художник на вернисаже), картинки вполне глянцевые, отлично вписываются в спальный интерьер и хорошо продаются. Любимый зритель нынешнего Олега Кулика - коллекционер. Тот, кто наслышан о скандалах художника в западных галереях, о покусанных гражданах в Англии и Америке, знает Кулика-тусовщика и любимца десятка выставочных залов, но не слишком радикален для наслаждения "чистым искусством".
Примерна такая же ситуация в сильно набирающей очки "Крокин-галерее". Михаил Крокин задумал долгоиграющий проект "Архивация современности". Он показывает тех прославленных сейчас мастеров, чей стиль только появился в середине 80-х. Был, например, Бильжо со своими масляными картинами. В этот раз - Дмитрий Цветков с "Кладбищем". До последнего момента Цветков рисовал самолетики и танки (как в школьных тетрадях), пародируя большую войну и большую политику, изображал морские бои в пространстве отдельно взятой картины. Оказывается, все шло от островков тихого покойницкого счастья. Картины, фотографии, рисунки опять же имеют рыночный вид и годятся для хорошего домашнего музея. На крайний случай для министерского кабинета.