Присутствие в программе "Новое русское кино" (все-таки, думается, не самое удачное название, учитывая специфическое отношение к расхожему словосочетанию) картины Бахтиера Худойназарова "Шик" вопросов не вызвало. Хотя именно его фильм в наименьшей степени можно считать российским - он сделан в копродукции с Германией. Первый же вопрос сразу задал слегка скандальный тон разговору: зачем на столь престижный уважаемый международный форум привезли сериал "Бригада" (точнее - две серии из нее), если российские ученые пришли к выводу, что этот фильм крайне дурно влияет на молодежь, потворствуя развитию криминала? Валерий Тодоровский мгновенно открестился, заявив, что его никто не спрашивал. Михаил Швыдкой тут же совершил короткий экскурс в историю, вспомнив, как Горький хотел покончить жизнь самоубийством и оставил записку: "В моей смерти прошу винить Гете, потому что он первый придумал, что такое зубная боль в сердце". Уравняв таким образом создателей "Бригады" с Гете, а молодежь - с Горьким, министр ясно дал понять, что, во-первых, яростные дебаты вокруг "Бригады" искусственны, а во-вторых, судить произведение искусства по степени вредности нельзя.
Совершенно неожиданно немецкие журналисты заинтересовались проблемой Киноцентра и Музея кино. Министр культуры в подробности вдаваться не стал, но пообещал Музей кино в обиду не дать (интересно, отчего ж раньше столько лет давали?) и года через три построить для него новое здание. Что ж, обещанного, как известно, три года ждут.
Если вообще можно говорить о внешнем виде нашей отечественной программы, то больше всего хочется сравнить ее с лужей разлитого недоваренного киселя - размыто, скользко и лишне. Что касается Худойназарова, его в Германии знают по "Лунному папе", и на трогательную историю о трех друзьях, решивших купить дорогой костюм, немецкая публика шла толпами. Насчет всего остального┘ Программа короткометражек прошла на троечку, вызвав скромный интерес у российских любителей жанра, чеченская тема пролетела, что называется, мимо кассы в прямом и переносном смысле. "Кавказская рулетка" Федора Попова - картина откровенно слабая и спекулятивная, как и все наши картины на чеченскую тему. При всем уважении к Сергею Бодрову-младшему привозить на Берлинский фестиваль "Кавказского пленника" было, извините, как-то некорректно по отношению к ушедшему артисту. Не говоря даже о том, что фильм сейчас смотрится наивным реликтом, показывать на Берлинале ленту в память о человеке, практически не известном за пределами России, означало лишь напрасно потревожить память.
Но все было бы ничего, если бы российская программа ограничилась упомянутым. Вообще, может, стоило бы "заиграть" русскую тему, если бы не стыд, который пришлось испытать от амбициозного и мутного "Гололеда" Михаила Брашинского и телепроекта ТНТ (опять телевидение, оно-то тут при чем?) "Список влюбленных". Беда, коль сапоги начнет тачать пирожник. Кинокритик Брашинский, видимо, решил внять любимому аргументу обиженных художников "вы все ругаете, а попробуйте сами снять". Внял и снял, объявив свое творение новой волной. Действительно, чего нам лаптем щи хлебать, у них Годар и Трюффо, у нас - Брашинский и Ко. Сказать, что фильм дилетантский, - значит сделать новоявленному режиссеру комплимент, дать аванс - правда ведь, профессионалами не рождаются. Беда не в дилетантизме, а в святой убежденности, что часовую череду бессмыслицы, рожденную в голове то ли от высокой температуры, то ли от случайно выпитой упаковки психотропного средства, можно снять на пленку, смонтировать кусками и вывалить вязкой кашей на экран. И назвать это новым словом. Мутно перемешанные на экране руки, ноги, фонари, разбитые машины, молодые адвокатши без глаза, зрелые гомосексуалисты, рвота от съеденной сосиски и неудавшейся жизни - для этого есть так много старых известных русских слов. Вернулись бы в профессию, Михаил Брашинский, пока не поздно.
Но апофеозом российской программы стал даже не "Гололед". Большая компания режиссеров, сценаристов и продюсеров собралась, чтобы всерьез кинематографически, точнее - телесериально - осмыслить ток-шоу Дмитрия Нагиева "Окна". Взяв за основу придуманные для ток-шоу сюжеты, команда (в которую входят, кстати, люди известные и талантливые - Александр Котт, Михаил Угаров, Александр Зельдович, Максим Курочкин, Михаил Агранович и др.) принялась из каждой истории делать небольшой фильм. Нам показали два куска из двух серий. Конечно, по недоношенному дитяте судить о его будущем рано, но то, что скоро мы станем свидетелями еще одного "нового слова", ясно уже сейчас. Правда, от своего прародителя Нагиева создатели проекта отошли на почтительное расстояние, хотя неизвестно, пошло ли это на пользу. У Нагиева хотя бы плохие непрофессиональные актеры ясно и понятно разыгрывали скабрезные ситуации. На экран эти ситуации попали опять в виде монотонных камланий на неизвестном науке языке. Хочется хоть за кончик хвоста ухватить сюжет - ускользает из рук, негодяй. Хочется, чтобы встал человек и внятно объяснил, что это не дурной сон. А то ведь приснится еще экранизация "За стеклом" в стиле театра кабуки или мультфильм по мотивам программы "Слабое звено".
Вот, Берлин, получай подарок от российского кино. Только не обессудь - у нас в России полгода гололед - держаться прямо порой трудно, падаем. И длинные холодные ночи со страшными снами.
Берлин
Материал подготовлен при содействии ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии".