По опросам журнала "Screen", среди критиков пока наибольшей симпатией пользуются "Герой" Чжан Имоу и "Времена" Стивена Дэлдри. Довольно скучным и не слишком оригинальным оказался режиссерский дебют Джорджа Клуни "Признания опасного ума" - экранизация книги американской телезвезды Чака Барриса, который днем блистал на экране, а по ночам убивал. Гораздо занятнее "Адаптация" Спайка Джоунза, где Николас Кейдж играет сценариста Чарли Кауфмана (реального человека, написавшего сценарий хита "Быть Джоном Малковичем"), а заодно и его брата-близнеца, свое alter ego, с которым они психологически "зеркальны". Герой пытается соорудить сценарий по книге "Похититель орхидей", написанной новеллисткой-ботаником, которую неожиданно ярко комедийно сыграла Мерил Стрип. Кстати, именно за эту роль она получила "Золотой глобус", чем была немало озадачена и даже слегка расстроена - ей гораздо больше нравилась роль во "Временах".
Фильмом Бахтиера Худойназарова "Шик" открылась программа "Новое русское кино", о которой мы расскажем отдельно. Пока только скажем, что вряд ли стоит гордиться тем кино, которое мы привезли в Берлин.
Немецкая публика осталась в восторге от картины Вольфганга Бекера "Гуд бай, Ленин!". В октябре 1989 года женщина, несгибаемая коммунистка из Восточного Берлина, оказывается в коме, в которой и проводит следующие восемь месяцев. Рушится Берлинская стена, целиком меняется жизнь, но все это проходит мимо героини. Когда она неожиданно выходит из комы, врач предупреждает сына, решившего забрать мать домой: никаких потрясений, она не должна знать, что живет в другом государстве, иначе это может вызвать новый сердечный приступ, от которого ей уже не оправиться. И любящий сын создает для матери островок социализма в отдельно взятой квартире.
Съемочную группу фильма немецкая публика встречала так, что позавидовала бы сама Николь Кидман, - слишком близкая для немцев тема. Одну из главных ролей в картине сыграла Чулпан Хаматова, с которой после премьеры побеседовал обозреватель "НГ".
- Чулпан, вы теперь в Германии прочно и как вы вообще тут оказались?
- Нет, что вы, у меня контракт, который скоро закончится. А попала я сюда через знакомых, оказалась у Худойназарова, который здесь живет, - снялась у него в "Лунном папе". Здесь этот фильм имел грандиозный успех в отличие от России почему-то. Потом я прошла кастинг у одного немецкого режиссера, ну а потом пошли предложения. Прочно ли я здесь - не знаю. Нового контракта пока не предвидится. Предложат что-то интересное - почему бы и нет. Предложат ерунду - не соглашусь. К тому же повязана с театром. В январе выпустила премьеру в "Современнике" - "Мамапапасынсобака", публика принимает великолепно.
- Все-таки у России и Германии совсем разные кинотрадиции. Вы чувствуете разницу в работе на съемочной площадке там и здесь?
- Абсолютно нет. Традиции, может, и разные, но есть хорошие режиссеры и есть плохие, тебя могут плохо воспринимать на родине и хорошо - в совершенно чужой стране. У художника нет национальности, у него есть талант. Или его нет. Разница только в деньгах. Но у меня с этим все в порядке.
- И все-таки┘ Фильм "Гуд бай, Ленин!" не просто немецкий, он очень национальный. Огромное количество деталей, которые трудно понять даже молодым немцам, выросшим уже после падения Берлинской стены. Вам-то, наверное, совсем трудно было.
- Именно поэтому я с самого начала хотела создать не образ, а маску, но режиссер не дал. Да и слава Богу - у меня вообще в этом фильме непонятная функция, я так и не поняла, зачем вообще эту роль придумали. Ну любовь у моей героини с главным героем, и что? Ни сюжету, ни замыслу моя роль ничего не дала. Да и порезали ее в результате процентов на семьдесят. Но я не в обиде - иначе фильм вообще бы не выдержал. Впрочем, для меня это все наметки, разогревание перед чем-то более важным.
- Значит, вы готовы признать, что после "Времени танцора", "Страны глухих" и "Лунного папы" вы как киноактриса застопорились?
- Ну да, пока я играю вот такие - статичные, непонятно кому нужные роли. Вероятно, привлекает мое обаяние, я могу ничего не делать в кадре, но вроде смотрюсь. Но я эту ситуацию оцениваю трезво, не пугаюсь. У меня и в России то же самое. Может, нужно вырасти, подождать режиссера, который даст мне действительно Роль. Пока, кроме Абдрашитова, этого никто не сделал. А после "Страны глухих" уцепились за мой имидж наивной симпатичной девочки и тиражируют его вовсю. Мне уже, честно говоря, надоело состояние размытой акварельной краски, когда я на экране непонятно кто или вообще никто. Поэтому я так радуюсь работе в театре, где меня видят в другом качестве и где у меня все лучше получается.
- Не хотите же вы сказать, что известная и в общем-то удачливая актриса Чулпан Хаматова собирается оставить кино?
- Я очень люблю кино. Но я хочу быть актрисой, а не куклой. При этом я понимаю, что не одна такая - ходят толпы талантливых актрис, на которых навешали ярлыков, и они не в состоянии эти ярлыки оторвать. Я тоже не могу. А раз так - то пока стоп. Буду ждать.
Берлин
Материал подготовлен при содействии ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии".