"Вы, русские, наверное, обижены на Содерберга?" - спросил автора этих строк знакомый американский журналист. "С какой стати?" - "У вас же был прекрасный "Солярис" Тарковского. И зачем было все портить?"
Да нет, какая может быть обида - в конце концов, Станислав Лем не наша собственность, пусть и другие поэкранизируют. Что Стивен Содерберг и сделал. По количеству показов на фестивале "Солярис" побил все рекорды. Уж про другие конкурсные картины забыли, а этот все идет и идет. А народ все уходит и уходит. Уверенный в себе Содерберг (особенно после триумфа на позапрошлом "Оскаре") сейчас очень раздражен. Особенно злят его журналисты, упрекающие режиссера за неимоверную скуку картины. "Снимая подобный фильм, нельзя не думать о том, что он может показаться кому-то скучным", - заявил Содерберг. Джордж Клуни был менее сдержан и более обидчив. "Скучный? Что за выпады? - начал он довольно миролюбиво, но под конец короткой тирады все же завел сам себя: - Надо ж было такую чушь ляпнуть! Посмотрю на вас, когда вы сами начнете кино снимать". Что ни говори, аргумент убийственный.
...От дома к пруду быстро идет женщина. Нескладная, некрасивая, с длинным птичьим носом, в печально повисшем на костлявом теле смешном платье в цветочек. Эта женщина, знаменитая писательница Вирджиния Вульф, в сильнейшей депрессии - ее главный роман, "Миссис Дэллоуэй", застрял на первой странице, ей хочется в Лондон┘ Подойдя к пруду, Вирджиния входит в воду по макушку и┘ Нет смысла пересказывать содержание фильма "Времена" Стивена Дэлдри, известного пока только лишь картиной "Билли Эллиот", - это и сложно, и не нужно. Скажем лишь, что в три разные эпохи - 20-е, 50-е и 2000-е - неожиданным образом сплелись судьбы трех женщин, одна из которых - Вирджиния Вульф. Даже если знать заранее, что Вирджинию в этом фильме играет Николь Кидман, все равно до конца не поверишь. И дело даже не в работе гримера - давно в Голливуде никто не демонстрировал такую силу перевоплощения. Кидман играет на грани: кажется, что еще одна секунда, еще один жест - и рассыплется неожиданный, трагический, словно на последнем дыхании выдохнутый образ. Но нет, даже глаза, огромные голубые глаза Кидман, удивительным образом тусклые, неживые, даже когда исторгают потоки слез. И не менее удивительным образом эти неживые глаза только и живут на лице. Этот фильм вообще перенасыщен энергией при внешней, казалось бы, неторопливости, при некоторой кукольности Джулианны Мур (героини из 50-х) и сдержанности Мерил Стрип (нашей современницы из Нью-Йорка). "Времена" рассматривают как одного из главных кандидатов на "Оскара". И хотя против "Чикаго" шансы у этой картины (как, впрочем, и у всех остальных) невелики, все же хотелось бы, чтобы отметили не только работу гримера.
Обычно звезды приезжают на фестиваль на один-два дня. А Джеки Чан как приехал, так и бродит где-то по Берлину и в его окрестностях и не собирается покидать эти места в ближайшее время. Представив публике документальный фильм "След дракона: история потерянной семьи" про самого себя и о печальных последствиях культурной революции, неутомимый Джеки, практически не отходя от Берлинале Палац, начал готовиться к съемкам в фильме "Вокруг света за 80 дней", который будут снимать в Германии и где Джеки перевоплотится в Паспарту. Только как там применять восточные единоборства - непонятно.
Кстати, о единоборствах. Казалось бы, красивее показать древнекитайские ристалища, чем это сделал Энг Ли в "Крадущемся тигре, невидимом драконе", нельзя. "Можно", - решил главный (наряду с Чен Кайге) классик китайского кино Чжан Имоу. И снял фильм "Герой". Красивее, наверное, может быть только сон в первую брачную ночь. То, что сюжет понять невозможно, - не важно. То, что запомнить героев и не перепутать их имена (из всех имен запоминается только Сломанный Меч - так, кажется?) не способен даже компьютер, обыгравший Каспарова в шахматы, - это сущая ерунда. Главное - это то, что красивее зрелища наверняка не видел никто. Как любит повторять Александр Сокуров, кино - это всего лишь ожившая живопись. В вихре желтых листьев сражаются две женщины в красном, надолго зависая в воздухе; на высокой скале, пронзенные одним мечом, застыли двое влюбленных, а кругом - ярко-желтые горы; миллионы стрел┘ Все, достаточно. "Не опозорим низким словом, друзья, святую красоту┘"
Берлин
Материал подготовлен при содействии ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии".