После того как Раду Поклитару получил первую премию за современную хореографию на московском Международном конкурсе артистов балета, столичные балетные критики всерьез заинтересовались поклитаровским творчеством. Правда, до сих пор его удавалось отследить лишь по миниатюрам, показанным в различного рода сборных концертах: то, что Поклитару ставил в Киеве и Кишиневе, а это серьезные балеты типа "Весны священной", оставалось вне зоны видимости в Москве.
Зато выяснилось, что награда московского конкурса далеко не первая в послужном списке постановщика. У способного молдаванина таких премий семь, что неудивительно: в эпоху перманентного кризиса российской (и частично мировой) хореографии приятно встретить что-то обнадеживающее. Поклитару может внятно, осмысленно, логично и местами оригинально мыслить движением, имея чувство юмора без потуг на стопроцентную иронию навсегда и режиссерское умение ненатужно держать форму спектакля без пафоса и зрительского погружения в скуку.
Пока крупные музыкальные театры жалуются на балетное безрыбье, никому не известная труппа "Русский фестивальный балет" (режим ее существования - репетиции в Москве для постоянных гастролей за границей) заказала Поклитару спектакль. Одноактный балет "Кармен-сюита" предназначен, как легко догадаться, для показа в Испании. Возможно, что весной (не в последнюю очередь по просьбе критиков, желающих наконец разобраться, что же такое полновесный спектакль Поклитару) постановку покажут, как положено, - со зрителями и на сцене. Пока же состоялся лишь неформальный прогон в костюмах в репетиционном зале, но на это вполне рабочее мероприятие собрались балетные обозреватели ведущих московских газет. Им пришлось напрячь воображение, чтобы в моменты балетмейстерских вскриков "вырубка номер один, номер два..." представить все 39 задуманных световых перемен 45-минутного балета.
"Кармен-сюита" от Поклитару - смесь трагедии со стебом при полном преимуществе первой: мы друг другу - то тореадоры, то быки. Женщины падают в групповой обморок при виде идеального самца-тореадора, понятие "сдувать пылинки" становится удачной пластической метафорой, а понятие "порочный круг" буквализируется в танцах кордебалета. Сердце любовника здесь деловито "вынимают" из нагрудного кармана, наигравшись досыта, так же деловито кладут назад. И застегивают молнию. Цыганка Кармен сексуально ворожит над ягодицами Хосе в минуты интима и швыряется подаренными им гвоздиками, бросая любовнику цветок, словно кость - собаке. Вообще животные аллегории вполне уместны при анализе этого балета. Поклитару так и ставит: Хозе - верный пес при Кармен, а она сама - дрессированная живность при тореадоре.
...После прогона в Москве Поклитару уехал в Минск - ставить балет "Ин пиво веритас" на ирландские застольные песни. А потом вновь появится в столице: отдельные артисты Большого театра, заинтересованные в личном современном репертуаре, ведут с ним переговоры о постановке.