России не грозят призы нынешнего Берлинского кинофестиваля. Этих патриотических волнений - победим или проиграем - в этом году мы начисто лишены. Новый директор фестиваля, начавший работу год назад, поменял и всю команду Берлинале. В частности - отборщика российских фильмов. Если прежнего отборщика, Ганса Шлегеля, знал в России каждый снимающий и пишущий о снимающих, то теперь его место занял другой человек, куда меньше знакомый и с Россией, и с российским кино. Конечно, проще всего объяснить отсутствие российских картин в конкурсе Берлинале злой волей либо нежеланием нового отборщика привезти в столицу Германии наши картины. Положа руку на сердце, везти-то особенно и нечего было. Как говорится, что русскому хорошо, то немцу смерть.
Итак, вечером красная лестница, ведущая в главный зал Берлин Палац, расцветится дорогими нарядами дам, строгими смокингами мужчин и пугающими вспышками фотокамер. Как полагается, первым на главные ступеньки Берлинале-2003 поднимется директор фестиваля герр Дитер Косслик. Директором Берлинского фестиваля он был назначен только в прошлом году, и первыми, кто почувствовал на себе изменения в руководстве, стали журналисты. Косслик отменил бесплатное проживание пишущей и снимающей братии, чем немало огорчил ее саму и ее работодателей. Тем не менее аккредитованных журналистов в этом году еще больше, чем в прошлом, - около 3500 человек.
Последними по лестнице поднимется главное жюри во главе с Атомом Эгояном, канадским режиссером армянского происхождения. В честь председателя жюри на фестивале покажут его последнюю ленту (в прошлом году она прошла в российском прокате) "Арарат", довольно-таки провокационный фильм о проблемах терроризма. Членами жюри стали также немецкая актриса Мартина Гедек, итальянская актриса Анна Гальена, известная у нас по фильмам "Муж парикмахерши" и "Марио и волшебник"; американский режиссер Кэтрин Бигелоу, наделавшая в России немало шуму картиной "К-19". Нечасто в жюри таких крупных фестивалей, как Берлинский, оказываются режиссеры из Мали. В этом году таковым стал Абдеррахман Сиссако. Впрочем, учился режиссер в Москве, во ВГИКе, а сейчас по большей части живет в Париже, где кино снимать все же легче и приятней, чем в родном Мали.
В конкурсной программе Берлинале - 22 работы. Среди тех, чьи названия уже на слуху, отметим "Чикаго" Роба Маршалла, "Солярис" Стивена Содерберга, "Адаптация" Спайка Джоунза, "Времена" Стивена Дэлдри... "Чикаго" и "Времена" уже успели стать обладателями "Золотого глобуса" - престижной "кинокритической" премии. За "Банды Нью-Йорка" Мартин Скорсезе тоже получил "Золотой глобус" - как лучший режиссер. Его фильмом фестиваль и закроется. Аж трижды "засветится" в Берлине Джордж Клуни - один раз как исполнитель главной роли в "Солярисе", второй - как постановщик фильма "Признания опасного ума", третий - как исполнитель одной из главных ролей в этом фильме. Мода на восточное кино, похоже, спадает, поэтому любителям китайского, корейского и гонконгского кино придется довольствоваться малым.
Помимо звезд мирового масштаба - таких, как Николь Кидман, Ричард Гир, Кевин Спейси, Джордж Клуни, Николас Кейдж, Кэтрин Зета-Джонс, Даниэль Отей и др., - в немецком конкурсном фильме "До свидания, Ленин!" мы увидим редко появляющееся ныне на родных кинопросторах лицо Чулпан Хаматовой. (Скажем сразу, что непосредственно ни к Ленину, ни к сокуровскому "Тельцу" данный фильм отношения не имеет, да и вообще это комедия.)
Из пяти внеконкурсных спецпоказов два так или иначе связаны с Россией и Советским Союзом. Не слишком известный молодой американский актер и продюсер Майкл Мередит решил начать режиссерскую карьеру с экранизации Чехова. Взяв за основу шесть чеховских рассказов, перемешав их и перенеся действие в наши дни в Кливленд, режиссер получил фильм "Три дождливых дня". Занятно посмотреть "Чеховские мотивы" по-американски. Немецко-белорусский фильм Джеффа Канева "Бабий Яр", как сказано в пресс-релизе, открывает "практически неизвестную страницу истории". Что ж, вероятно, для немцев она и правда практически неизвестна...
Почетный гость нынешнего Берлинского фестиваля - французская звезда Анук Эме, так тронувшая сердца зрителей во всем мире 37 лет назад (в паре с Жан-Луи Трентиньяном) главной ролью в картине Клода Лелуша "Мужчина и женщина". Впервые попробовав себя перед камерой в 15 лет, за следующие 55 Эме снялась почти в 80 картинах. Весной минувшего года актриса отметила 70-летие, а наступающий Берлинский кинофестиваль решил отметить ее "Золотым медведем" за вклад в мировой кинематограф. Теперь ближайшие десять дней Берлин будет жить в ожидании "обычных" Золотых и Серебряных медведей. На сегодняшний день с точностью можно сказать одно: России медведи не грозят.
Берлин