0
1021
Газета Культура Интернет-версия

05.02.2003 00:00:00

Молитва для рояля соло

Тэги: консерватория, лифшиц, бах


Есть в таких концертах всегда что-то чрезвычайно похожее на спорт. Когда публику даже больше, чем смысл происходящего, интересует выживаемость исполнителя. Справится или нет? Забудет текст или нет?

Однако трудно представить себе пианиста, более неподверженного какой-либо моде, чем Константин Лифшиц. Бывший гнесинец, ученик знаменитой Татьяны Абрамовны Зеликман ныне востребован во всем мире и, что удивительно, при этом начисто лишен каких-либо звездных заболеваний. В его идее сыграть за вечер первый том Хорошо темперированного клавира Баха не было абсолютно никакой позы, вызова, самолюбования. Весь вечер Лифшиц играл очень интровертно, как будто про себя. Именно так и надо играть самого религиозного композитора из всех. Больше всего происходящее походило не на сольный концерт в Большом зале консерватории, а на очень сосредоточенную молитву, не рассчитанную на то, что ее кто-нибудь услышит.

Надо заметить, что сами трактовки Лифшица во многом спорны. Можно поставить в упрек пианисту отсутствие полифонии в привычном смысле этого слова. То есть многоярусность баховских фуг Лифшиц превращает в мелодию с аккомпанементом. Тема слышна замечательно. Она сыграна выразительно, безупречно. Но что происходит в остальных голосах, понятно хуже.

В отличие от, скажем, Гленна Гульда Лифшиц разделяет голоса не штрихами, а динамикой. Один голос forte, остальные - piano. Прелюдии, особенно светлые, созерцательные, удаются Лифшицу больше фуг.

Правда, большие возражения могли вызвать темпы некоторых прелюдий. К примеру, Си-бемоль минорная прелюдия, трактованная Яворским как "Шествие на Голгофу", была сыграна в темпе довольно быстрого andante. В результате прелюдия произвела странное впечатление. Казалось бы, что сам текст, даже вне зависимости от разных редакций и указаний темпа, подсказывает темп очень медленный, почти мучительный. Тяжелый остинатный бас, "трудная" тональность, гармоническая насыщенность, однако Лифшиц играл ее очень воздушно, явно не имея в виду путь Христа.

Вообще Лифшиц играет, что обычно называется многими педагогами, "не Баха". Его Бах не привязан к какой-либо исполнительской традиции или редакции. В этом нет даже одного определенного стиля. Он просто размышляет на сцене. И делает это настолько глубоко и искренне, что поневоле начинаешь задумываться о том же самом.

На бис Лифшиц сыграл Первую прелюдию До-мажор, с которой начался концерт. После последней, беспросветной си-минорной фуги, которой концерт заканчивался, неземная, светлая до-мажорная прозвучала так, что удержаться от слез было невозможно. Поразила еще и разница между двумя исполнениями этой прелюдии - в начале концерта и в конце.

Странно. При том, что это был один из лучших концертов за последний год, если не больше, объяснить, что именно понравилось, очень трудно. Просто было в этом концерте что-то действительно высокое, чистое и невыразимо важное.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Новая администрация начинает формирование крупнейшей сети дата-центров

0
1087
Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Елена Крапчатова

В российской столице официально зарегистрированы 1,4 миллиона добровольцев, готовых помогать горожанам

0
602
Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Михаил Сергеев

Блокада Киевом транзита голубого топлива потребует от ЕС дополнительных расходов

0
1201
И зеркало, зеркало, зеркало…

И зеркало, зеркало, зеркало…

Антон Ровнер

Исполняется 85 лет со дня рождения писателя, философа и мистика Аркадия Ровнера

0
693

Другие новости