Что касается отца-основателя Сандэнского фестиваля, знаменитый актер и режиссер, постаревший, но все еще ослепительно-красивый и обаятельный, по традиции во время фестиваля приглашает молодых фильммейкеров к себе на ранчо, которое находится в живописной деревушке неподалеку - она-то как раз и называется Сандэнс. Звезда произносит там проникновенные и напутственные речи по поводу голливудских ловушек и преимуществ независимости.
Тем не менее на крупнейший в мире фестиваль независимого кино любят приезжать голливудские знаменитости. Недаром Сандэнс называют зимним Канном. Набережную Круазетт заменяет старенькая - из эпохи салунов - Мейн-стрит, шорты и майки - меховые шапки и дубленки. В отличие от Канна, где звезд прячут в отдалении от людей и "показывают" лишь по случаю, здесь они бродят сами по себе по этой самой единственной пешеходной Мейн-стрит, узенькой и горбатой, не вызывая особого ажиотажа. Джейн и Питер Фонда, Кевин Спейси, Коппола и Оливер Стоун, Холли Хантер и Морган Фримен┘ Публику, да и звезд тоже, больше интересуют фильмы, билеты на которые распродаются задолго до начала фестиваля. Во всяком случае, просьбу знакомых американцев "достать билетик" на один из пяти показов единственного на фестивале игрового русского фильма "Змей" выполнить не удалось.
Об отечестве в Сандэнсе напомнили также продюсеры Анатолий Фрадис, выходец из России, и Владимир Досталь. У богатых новых русских они нашли миллион долларов, чтобы поучаствовать в финансировании большой голливудской постановки "Неизвестные под маской". Такого количества звезд первой величины в одном фильме давно не собиралось: Боб Дилан и Джефф Бриджес, Джессика Лэнг и Вэл Килмер, Джонни Депп, Джон Гудмен, Пенелопа Крус┘ Правда, для чего их собрали сценаристы Рене Фонтейн и Сергей Петров, а также режиссер Лэрри Чарлз и множество продюсеров, не совсем понятно - играют они кое-как, полуфантастический-полуполитический сюжет сшит на живую нитку, фильм заболтан до последней степени.
Молодое поколение американских кинематографистов не лишено фантазии, хотя не гнушается использовать обветшалые сюжеты и темы, пародируя их, модернизируя, и смотрит на окружающее с изрядной долей иронии. Что, как следует из списка призеров, было поддержано жюри игрового конкурса, в которое вошли Тилда Суинтон, Форест Уайтекер, Мэтт Дилон и Стив Бушеми, а также "золотое перо" журнала "Вэрайети" Эммануэль Леви.
"Великолепный американец" Шари Спрингер Берман и Роберта Пулчини, получивший Гран-при, - это тихий и неприметный парень (Пол Джиаматти), который работает кем-то вроде регистратора в больнице и увлекается тем, что сочиняет комиксы. Его реальная жизнь - серенькая и монотонная, его жизнь воображаемая - это настоящий фейерверк.
Появился в Соединенных Штатах Америки и свой маленький "Станционный смотритель". Маленький в прямом смысле слова герой фильма Финбар Мак-Брайд (выразительно сыгранный Питером Динклейджем) - карлик, исполненный собственного достоинства и желающий лишь, чтобы его оставили в покое. Когда в этом безупречно политкорректном фильме сценариста и режиссера Тома Мак-Карти объявились одинокая женщина (Патрисия Кларксон) и одинокий латинос (Бобби Каннавале) и между тремя одиночествами завязалась трогательная дружба, стало ясно, что картина получит один из главных призов. И получила - за лучший сценарий.
Конечно, на большой американский прокат сандэнским независимым фильмам - если их только не приобрел "Мирамакс", как "Станционного смотрителя" (говорят, он произвел неизгладимое впечатление на самого Харви Уайнстайна, главу могущественного "Мирамакса"), - рассчитывать не приходится, но на международных фестивальных экранах в течение года они, несомненно, появятся. Несколько фильмов уже пошло в Берлин - такие, как "Событие" с Олимпией Дукакис и Сарой Полли или "Монстр вечеринок" с выросшим Маколеем Калкиным. До нашего фестивального экрана, да и до нашего проката, надо надеяться, многие из них тоже доберутся.
Солт-Лейк-Сити-Москва