0
1302
Газета Культура Интернет-версия

03.02.2003 00:00:00

Самый медленный триллер

Тэги: содербер, солярис, триллер


Психолог Крис Кельвин отправляется вослед коллеге Гибаряну на планету Солярис, где происходит что-то неладное. Выясняется, что покрывающий Солярис живой океан способен материализовывать фантомы, существующие в сознании астронавтов, их муки совести. Земляне называют эти создания "гостями"; для Криса таким "гостем" оказывается его покончившая собой жена Рея (в книге и отечественном фильме ее зовут Хари). Главные роли доверены Джорджу Клуни и Наташе МакЭлоун. Клуни имеет с нашим Донатасом Банионисом неочевидное, но ощутимое, а в отдельных эпизодах просто ошеломляющее внешнее сходство. МакЭлоун на Наталью Бондарчук похожа мало, зато носит то же имя. За роль Снаута, или в американском варианте Сноу, взялся Джереми Дэвис, выглядящий значительно моложе, но не менее эксцентрично "нашего" Юри Ярвета. Не повезло одному Сарториусу, которого у Тарковского играл великий Анатолий Солоницын. Этот персонаж сохранил решимость аннигилировать "гостей", но сменил имя, пол и цвет кожи и превратился в негритянку Хелен Гордон (актриса Виола Дэвис). Исчез клокочущий океан, который Тарковский и оператор Вадим Юсов придумали, наблюдая биологические опыты. Вместо него нам предлагают поверить, что какое-то маловразумительное разноцветное мерцание способно улавливать волны памяти и создавать существа, так похожие на белковые тела.

Есть небезосновательно распространенное мнение, что Тарковский - режиссер из породы "трудных", "не для всех". Так-то оно так, но только с одной стороны. С другой - и американский фильм позволяет это отчетливо рассмотреть - Андрей Арсеньевич был едва ли не единственным в СССР специалистом по фантастическому триллеру. "Солярис" и "Сталкер" - почти эталонные образцы жанра, закамуфлированного многозначительными длиннотами и культурными наслоениями вроде текстов Сервантеса, ожившей картины Брейгеля или музыки Баха. Новый "Солярис" не что иное, как дистиллированый Тарковский, Тарковский-light, такой же медлительно-томный, но очищенный от зауми и мессианства. Больше жанра, меньше философии. Интимные сцены вместо бессюжетных проходов-проездов. Зато посмотрите, как потерянно и одиноко сидит Клуни на кровати - один в один кадр из "неизвестного фильма Тарковского".

Дело в том, что фантастически успешный Содерберг - идеальный имитатор, человек без лица, хамелеон экстра-класса. В его дебюте "Секс, ложь и видео" председатель Каннского жюри Вим Вендерс почувствовал своего духовного наследника. Вим ошибался. Содерберг может одинаково уверенно снять что угодно: сюрреалистическую фантазию "Кафка", добротный ретро-роман "Царь горы", "фильм нуар" "Underneath", абсурдистский "Шизополис", реалистичную "Эрин Брокович", формально изощренную социальную драму "Траффик" или криминальную комедию "Одиннадцать друзей Оушена". Секрет его успеха - в осознанном отказе от всякой индивидуальности.

Сегодня Содерберг увлекся европейским авторским кино. Он берет его лучшие образцы и механически переносит их на новую почву, добиваясь эффекта как минимум занятного, как максимум шокового. Незадолго до "Соляриса" Содерберг и Джордж Клуни спродюсировали дикую комедию "Добро пожаловать в Коллинвуд". В основе ее - неореалистическая итальянская лента "Злоумышленники остались неизвестны". Поместив действие в вымышленный "кливлендский Бейрут", фильммейкеры сохранили весь нищенский антураж фильма-оригинала, а гоп-компания актеров-фриков разыграла сюжет в духе "Одиннадцати друзей Оушена", только в декорациях "Трехгрошовой оперы". Радикальный эксперимент по пересадке неореализма в современность прошел впечатляюще. "Солярис" - еще один фильм-клон. Имитирует он, кстати, не одного Тарковского.

Содерберг не обманывал, когда обещал, что не станет злоупотреблять спецэффектами. В итоге земное будущее - это всего лишь крупные планы главных героев на размытом фоне хмурых людей в дождевиках. Клубы пара, мешающиеся с водяными потоками. Дождь и туман. Сочетание напоминает кино Ридли Скотта, равно как незатейливое парение космического корабля смахивает на "Космическую одиссею" Кубрика. Содерберг позаботился о тех, кто экономит время и не хочет утруждать себя просмотром доброго десятка разных лент. Судя по плачевным сборам, его забота пропала втуне.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1350
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1343
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1105
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
700

Другие новости