0
1320
Газета Культура Интернет-версия

03.02.2003 00:00:00

Самый медленный триллер

Тэги: содербер, солярис, триллер


Психолог Крис Кельвин отправляется вослед коллеге Гибаряну на планету Солярис, где происходит что-то неладное. Выясняется, что покрывающий Солярис живой океан способен материализовывать фантомы, существующие в сознании астронавтов, их муки совести. Земляне называют эти создания "гостями"; для Криса таким "гостем" оказывается его покончившая собой жена Рея (в книге и отечественном фильме ее зовут Хари). Главные роли доверены Джорджу Клуни и Наташе МакЭлоун. Клуни имеет с нашим Донатасом Банионисом неочевидное, но ощутимое, а в отдельных эпизодах просто ошеломляющее внешнее сходство. МакЭлоун на Наталью Бондарчук похожа мало, зато носит то же имя. За роль Снаута, или в американском варианте Сноу, взялся Джереми Дэвис, выглядящий значительно моложе, но не менее эксцентрично "нашего" Юри Ярвета. Не повезло одному Сарториусу, которого у Тарковского играл великий Анатолий Солоницын. Этот персонаж сохранил решимость аннигилировать "гостей", но сменил имя, пол и цвет кожи и превратился в негритянку Хелен Гордон (актриса Виола Дэвис). Исчез клокочущий океан, который Тарковский и оператор Вадим Юсов придумали, наблюдая биологические опыты. Вместо него нам предлагают поверить, что какое-то маловразумительное разноцветное мерцание способно улавливать волны памяти и создавать существа, так похожие на белковые тела.

Есть небезосновательно распространенное мнение, что Тарковский - режиссер из породы "трудных", "не для всех". Так-то оно так, но только с одной стороны. С другой - и американский фильм позволяет это отчетливо рассмотреть - Андрей Арсеньевич был едва ли не единственным в СССР специалистом по фантастическому триллеру. "Солярис" и "Сталкер" - почти эталонные образцы жанра, закамуфлированного многозначительными длиннотами и культурными наслоениями вроде текстов Сервантеса, ожившей картины Брейгеля или музыки Баха. Новый "Солярис" не что иное, как дистиллированый Тарковский, Тарковский-light, такой же медлительно-томный, но очищенный от зауми и мессианства. Больше жанра, меньше философии. Интимные сцены вместо бессюжетных проходов-проездов. Зато посмотрите, как потерянно и одиноко сидит Клуни на кровати - один в один кадр из "неизвестного фильма Тарковского".

Дело в том, что фантастически успешный Содерберг - идеальный имитатор, человек без лица, хамелеон экстра-класса. В его дебюте "Секс, ложь и видео" председатель Каннского жюри Вим Вендерс почувствовал своего духовного наследника. Вим ошибался. Содерберг может одинаково уверенно снять что угодно: сюрреалистическую фантазию "Кафка", добротный ретро-роман "Царь горы", "фильм нуар" "Underneath", абсурдистский "Шизополис", реалистичную "Эрин Брокович", формально изощренную социальную драму "Траффик" или криминальную комедию "Одиннадцать друзей Оушена". Секрет его успеха - в осознанном отказе от всякой индивидуальности.

Сегодня Содерберг увлекся европейским авторским кино. Он берет его лучшие образцы и механически переносит их на новую почву, добиваясь эффекта как минимум занятного, как максимум шокового. Незадолго до "Соляриса" Содерберг и Джордж Клуни спродюсировали дикую комедию "Добро пожаловать в Коллинвуд". В основе ее - неореалистическая итальянская лента "Злоумышленники остались неизвестны". Поместив действие в вымышленный "кливлендский Бейрут", фильммейкеры сохранили весь нищенский антураж фильма-оригинала, а гоп-компания актеров-фриков разыграла сюжет в духе "Одиннадцати друзей Оушена", только в декорациях "Трехгрошовой оперы". Радикальный эксперимент по пересадке неореализма в современность прошел впечатляюще. "Солярис" - еще один фильм-клон. Имитирует он, кстати, не одного Тарковского.

Содерберг не обманывал, когда обещал, что не станет злоупотреблять спецэффектами. В итоге земное будущее - это всего лишь крупные планы главных героев на размытом фоне хмурых людей в дождевиках. Клубы пара, мешающиеся с водяными потоками. Дождь и туман. Сочетание напоминает кино Ридли Скотта, равно как незатейливое парение космического корабля смахивает на "Космическую одиссею" Кубрика. Содерберг позаботился о тех, кто экономит время и не хочет утруждать себя просмотром доброго десятка разных лент. Судя по плачевным сборам, его забота пропала втуне.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
822
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1030
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
937
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
934

Другие новости