В Центре искусств на Неглинной открылась выставка "Новые русские коллекции". Уже который раз кураторы настаивают: это не "новорусские", а новые коллекции. Но зрителей и журналистов, купившихся на название, интересуют далеко не сами картины, а их цена и те, кто, осилив цену, повесил у себя в столовой натюрморт Машкова или Пиросмани.
В принципе почти каждую выставку галереи на Неглинной можно было бы сопроводить таким названием. Директор центра Марина Лошак активно использует свои связи среди частных коллекционеров, оставшиеся с тех времен, когда она сама занималась покупкой картин для банковского музея. В прошлом году, например, в качестве "новой русской коллекции" здесь показывали нонконформизм из собрания Галины Осецимской, вслед за ней - вологодские древности Михаила Сурова. Короче говоря, принимать экспонаты от частных лиц галерее не впервой (в этом плане она явно опережает Музей личных коллекций). Но так, чтобы заявить в качестве темы экспозиции не какое-нибудь направление, не стиль, не период или арт-шараду (типа "Дело в шляпе" - на манер Третьяковки), а именно серьезных коллекционеров и их последние покупки, - шаг смелый и многообещающий.
Впрочем, здесь же поджидает главное разочарование: вопреки ожиданиям новые русские не спешат открываться - основная масса картин идет с табличкой "частное собрание" (что само по себе на этой выставке тавтология). Когда же под рамкой стоит фамилия владельца, она кажется такой же знакомой и растиражированной, как и имя художника.
По сути, таких фамилий только три: Краснов, Григорьянц и Еремин. Придите на выставку направления "Мир искусства" - будет Сомов или Григорьев от Михаила Краснова, собрались посмотреть натюрморты Штерепнберга - встретите Еремина, ранний русский авангард (скорее предавангард) - правозащитник Григорьянц. В общем, узок круг официальных коллекционеров, и страшно далеки они от тех, кто покупает искусство раз от разу либо лелеет у себя в гостиной пятерку первоклассных мирискусников или авангардистов. Хотя очень хотелось бы знать, кому принадлежит качественный "Потрет дворянина" Пиросмани, или ранний Кузнецов, или эффектный "Фонтан" Лентулова.
Одной из подспудных целей выставки был сбор материала для каталога новых приобретений. Для издания, глядя в который государство бы знало, где какой шедевр и у кого он хранится; отслеживало бы миграцию картин и их владельцев. Возможно, в этом каталоге все встанет на свои места: картина рядом с хозяином. Пока же Центр искусств расположил последние приобретения по своему художественному вкусу. Цветы Сарьяна перебиваются изысканным пастельным портретом китаянки Александра Яковлева, натюрморты Машкова и Осьмеркина - "Снопами" Поповой и эскизами костюмов Экстер, "Обнаженная" Серебряковой идет рядом с Сомовым и Судейкиным.
Если отвлечься от богатых коллекционеров и цен, можно порадоваться еще одной качественной экспозиции по русскому модернизму 1900-1930-х годов. Правда, из всей музейной развески выделяется цельный кусок "владелец - произведение", где одна за другой следуют натурщицы Константина Рождественского, купленные Ереминым, - пример редкого серийного собирательства.
Хотелось бы, конечно, чтобы хоть "старый", хоть "новый" русский, купив Судейкина или Гончарову, гордо выходил в музей с энным числом картин и говорил: "Это - мое; я не стесняюсь ни своего вкуса, ни своих денег и готов ответить за свою коллекцию". Но, видимо, природная скромность наших Морозовых и Щукиных мешает им открыть свою страсть к живописи.