- Игорь, насколько я понимаю, вы намерены сделать из Дома кино место, куда сможет прийти любой смертный?
- Нет, только тот, кто сможет прорваться.
- Получается, что кинематографисты лишились единственного места, куда они могут прийти, как к себе домой?
- У них есть возможность потусоваться без посторонних. Тогда они должны сами делать свое мероприятие - премьеру, например, организовать. Но очень хорошо ничего не делать и возмущаться: "Почему я должен сидеть на своей премьере рядом с какими-то людьмии с вокзала?" А то, что люди, для которых вы делаете свое кино, должны его видеть, - вас уже не интересует? Я хочу, чтобы экран Дома кино стал главным премьерным экраном страны.
- И что вы для этого делаете?
- Ну например, 10 февраля в Доме кино американский посол будет представлять новую картину Спилберга "Поймай меня, если сможешь" за десять дней до начала проката. Это предпремьерный показ, на который мы не продаем билеты, потому что этот фильм принадлежит прокатчику. Мы организовываем это событие для прессы и кинематографистов. Кинематографисты имеют возможность за десять дней до проката посмотреть лучшее, что появляется в мировом кино. Разве это плохо? Дом кино останется клубом кинематографистов. А для того чтобы посмотреть фильм, нужно получить билет с местом. Для членов Союза - бесплатный.
- Вам как директору Дома кино полагается служебная машина?
- Нет. Союз кинематографистов Российской Федерации не может предоставить мне автотранспорт. Езжу сам, на собственной машине.
- На какой?
- Вас расстроит, если я скажу, что "Мерседес"?
- Только посочувствую - "Мерседес" каждый гаишник останавливает.
- Ну если вас это не расстраивает, то даже не один.
- Сколько же будут стоить билеты в Дом кино?
- От 50 до 150 рублей. Разумеется, будут скидки пенсионерам и школьникам. Будут и бесплатные мероприятия. А все студенты творческих вузов - ВГИК, ГИТИС и т.д. ходят бесплатно.
- Все-таки - на чем вы собираетесь зарабатывать здесь деньги?
- Я, к сожалению, не смогу заработать здесь деньги┘
- Я не имела в виду ваш кошелек, я имела в виду Дом кино.
- Если вы имеете в виду коммерческие мероприятия, то они будут, как и раньше. В свободные от премьер дни Дом кино проводит корпоративные вечера, это не секрет, так было и при Гусмане. И наша работа частично обеспечивает стипендиями и пенсиями творческие кадры Союза кинематографистов.
- Стипендии для вгиковцев?
- Понятия не имею. Я только платежки подписываю.
- Подписываете - и не знаете что?
- Знаю только, что это стипендии Союза кинематографистов. У меня для этого есть коммерческая служба.
- Планируете ли вы при Доме кино, например, казино?
- Вы имеете в виду красный фонарь, игорный дом, сауну с девочками, одноруких бандитов? Мы оставили то, что было, - профессиональный биллиардный клуб, поставили там новые столы, вот кинематографисты и играют там. Ресторан будет новый, называется "25-й кадр", и Карен Георгиевич Шахназаров обещал помочь мне и поделиться мосфильмовским реквизитом, чтобы сделать ресторан нарядным и симпатичным.
- Это вместо кафетерия около туалетов?
- Да, раньше там был кафетерий с тараканами. А когда мы вскрыли потолки, увидели крысиные норы. Почему-то многие думали, что здесь дворец, оснащенный по последнему слову техники. Только оказалось, что кондиция испорчена, коммуникации требуют реконструкции, а кинопроекция старая. Я не буду обвинять Юлия Соломоновича. Что сделано, то сделано, просто говорю о том, чем я озабочен на нынешний момент.
- Кстати, спасибо вам большое за отремонтированные и "обумаженные" туалеты┘
- Не за что. Но это только на первом этаже. До многого я еще не добрался.
- Я тоже пока только туалет на первом этаже и видела, но хочется думать, это не предел. На днях состоится премьера вашей картины "Casus belli".
- Я ее три года снимал. Денег не было, возможностей не было. Но, слава Богу, все закончилось. У меня снялись Инна Чурикова, Барбара Брыльска, Эва Шикульска, Виталий Соломин, Александр Михайлов, Алексей Петренко. Музыку написал Александр Зацепин, автор сценария Иван Киасашвили по повести Андрея Черных "Филология женской зрелости".
- Вы стали директором Дома кино в силу конфликтной ситуации, когда прежнее руководство, мягко говоря, было изгнано. Вас не смутило тогда ваше назначение?
- Начну с того, что я стал директором Дома кино не в силу конфликтной ситуации, а уже после нее. И к изгнанию прежнего руководства я не имею отношения. Поэтому меня и не смутило мое назначение. Первое, что я сделал, это поехал к Юлию Соломоновичу Гусману. Мы долго с ним разговаривали, и надеюсь, наши отношения с ним остались прежними.
- А свои функции вице-президента Российского фонда культуры вы выполняете исправно?
- Не исправно, не могу же я разорваться.
- Но в театре играете?
- Во МХАТе имени Чехова я играю в спектакле "Девушки битлов". Мои друзья боятся мне что-либо предлагать - видят, какая у меня жизнь. Недруги не предлагают по другой причине.
- С телевидением порвали тоже из-за недостатка времени?
- Меня не устраивает нынешнее телевидение. Зрительский интерес обращен в сторону криминальных сериалов и прочего. С одной стороны кричат, что с криминалом пора кончать, а при этом "Бригада" побивает все мыслимые рекорды по рейтингам. Все говорят о душе, а при этом самые рейтинговые программы - это пошлейшие ток-шоу типа "Окон" или подглядывание в замочную скважину. Я не хочу работать на такой зрительский интерес.
- Ходят слухи, что в "Останкино" есть списки людей, не рекомендуемых к прямому эфиру. Рядом с Шандыбиным и несколькими поп-певцами в этом списке и ваша фамилия...
- Я об этом ничего не знал. В одном ток-шоу я рассказал анекдот, в котором было литературное слово на букву "б".
- Так ведь матерное слово-то.
- Ничего подобного, литературное. Впрочем, это не важно. На телевидении немало людей, которые в эфире пытаются использовать тебя для сведения счетов с другими людьми. Вот таких я бы точно в этот список вставил. Когда тебя начинают унижать в эфире, есть два выхода - либо встать и уйти, либо начать ерничать в ответ. Но есть еще профессиональная этика. Недавно Берман с Жандаревым откровенно хамили мне в прямом эфире, но я, считая их своими коллегами, не позволил себе встать и уйти. Хотя очень хотелось.
- По поводу Гусмана говорили?
- Да, хотя мне не хочется об этом вспоминать. Кстати, о телевидении. В недавнем интервью Никита Михалков сказал: "Если снимают директора шарикоподшипникового завода, никто не шумит, а когда директора Дома кино - целая волна поднимается". Думаю и почти уверен, что дальше Михалков сказал: "Спасибо большое Игорю Угольникову за то, что он бросил все свои дела и начал заниматься унитазами". Я сам мастер монтажа и знаю, как можно исказить смысл простым сокращением фразы. Что касается директорства в Доме кино... Я же действительно все бросил - и вторую картину, и театр.
- Во имя чего?
- Из-за того, что я, к сожалению, хороший человек. Если я кому-то что-то пообещал, я должен идти до конца. Отказаться, конечно, можно было, только не было никого, кто бы мог этим заняться. Гусман сказал: "Уж лучше ты, сынок, чем какой-нибудь..." - и дальше было нецензурное слово.
- Строго говоря, вы возглавляете не ту организацию, что возглавлял Гусман...
- Та организация называлась "Центральный дом кинематографистов". Она имела юридические отношения с Союзом кинематографистов РФ. Потом СК РФ прервал свои отношения с ней, и теперь такой организации нет, а я возглавляю Дом кино Союза кинематографистов РФ. И Дом кино является структурным подразделением СК. То есть я просто нанятый менеджер. Вообще разобраться сложно. Юлий Соломонович изъял документы.
- Был такой детский стишок: "Драмкружок, кружок по фото, а еще мне петь охота...". Не боитесь вот так, хватаясь за многое, в результате все и упустить? Не мальчик ведь уже.
- Жизнь коротка и скучна, и надо ее непременно разнообразить. Вот налажу здесь дело - уйду в кинорежиссуру. А если еще и на телевидении что-то достойное предложат...