0
1434
Газета Культура Интернет-версия

30.01.2003 00:00:00

Осторожно, модерн!

Тэги: пресняков, агеев, театр, спектакль, пьеса


Пресняковы - профессиональные преподаватели филологии. Олег в свое время защитил диссертацию по творчеству Андрея Белого. Судя по всему, устав от условностей академической науки, братья написали свое произведение с восхитительным пренебрежением к историческим фактам. По духу пьесе Пресняковых более всего близки такие хиты последнего времени, как "Анна Каренина-2" Олега Шишкина, "Облом-off" Михаила Угарова, "Чайка" Акунина. Разница лишь в том, что предметом деконструкции на сей раз становятся не литературные, а историко-культурные мифы.

Завязка сюжета вполне водевильна: по поручению известного женолюба Валерия Яковлевича Брюсова другой известный женолюб Борис Бугаев (Андрей Белый) приезжает в Шахматово, дабы собственными глазами увидеть Прекрасную Даму из стихов начинающего поэта Александра Блока. Блок и его матушка в смятении, поскольку Прекрасной Дамы не существует в природе. Точнее, существует некая девушка в белом платье, которую Блок увидел в Петербурге. С тех пор в поисках поэтического вдохновения он заставлял мальчика-слугу наряжаться по ночам в белое платье и бегать, виляя бедрами, по темным аллеям. Поскольку литературная репутация Александра под угрозой, его чадолюбивая мать договаривается с соседом по усадьбе Менделеевым о визите сына к его дочери, Любови Дмитриевне┘

Знаковые персонажи русского Серебряного века предстают в пьесе Пресняковых идиотами - но не в медицинском, а скорее в достоевско-гоголевском, хармсовско-ерофеевском смысле, как истинные "внутренние человеки".

Юного Александра Александровича Блока играет замечательный Артем Смола. Но главными героями спектакля становятся не он, не Любовь Дмитриевна в исполнении красавицы Анны Невской, не "чокнутый профессор" Менделеев (Алексей Багдасаров), не самые вменяемые персонажи пьесы - слуги Блока и Менделеева (Григорий Данцигер), а мать Блока и Андрей Белый - в феерическом исполнении Ольги Лапшиной и Анатолия Белого.

Лапшина играет роль с такой экспансивностью, с таким неудержимым материнским эгоизмом, что у зрителя не остается ни малейшего сомнения - именно она и есть пресловутая Вечная Женственность Блока. И действительно: она поощряет поэтические опыты сына, спасает его реноме в глазах заезжей столичной штучки, сводит с будущей женой, а если брать шире - она сделала сына моральным уродом и гениальным поэтом в одно и то же время.

Андрей Белый в исполнении Анатолия Белого - возможно, самый неистовый Арлекин из тех, которых видела за последнее время московская сцена. Своей фантастической пластикой, мимикой, игрой тонов он заполняет собой все пространство.

Летом прошлого года в Театре.doc Агеев провел предварительную читку пьесы - и уже тогда она показалась безумно смешной. Собственно, ироническое начало и раньше отличало братьев Пресняковых от серьезно-насупленных земляков из "школы Коляды". Режиссер избрал формат неоромантической драмы. Обогащенный столетним культурным опытом (и отдыхом) модерн царит во всем - гигантские полупрозрачные экраны, за которыми происходит часть действия, соседствуют с белым полом, расчерченным под таблицу Менделеева, персидские доспехи и копье слуги Блока в доме Менделеевых сменяются футуристскими белоснежными скафандрами физиков-ядерщиков, условно-бытовая одежда двух поэтов в финале превращается в наряды Арлекина и Пьеро, словно бы сошедших с картин позднего Сезанна и раннего Пикассо.

В интерпретации Агеева Пьеро-Блок и Арлекин-Белый разыграли классическую дуэль гения и таланта. Первый пишет гениальные стихи, второй - гениально разыгрывает роль поэта. Борьба за дух и тело Прекрасной Дамы в пьесе кончается победой слабого Пьеро, но в финале спектакля все персонажи радостно разыгрывают подобие знаменитого "упал - отжался" под дирижерские команды Арлекина.

"За занавесом" рассказанной Пресняковыми истории остается многое: странная дружба двух поэтов, "брак втроем", уход Любови Дмитриевны к Белому, ее возвращение и "параллельная жизнь" с мужем, наконец, поздние стихи Блока, в которых он ставит точный диагноз происшедшего. И если актеры под руководством режиссера готовы играть на пределе романтического пафоса и гибнуть на сцене всерьез, то авторы пьесы в финале тормозят - и вместо ростановского самопожертвования во имя гибельной Красоты перед нами разворачивается драма нынешнего поколения, которое жаждет иллюзии, но еще больше боится поверить ей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Анастасия Башкатова

Природа инфляции и ее восприимчивость к ключевой ставке вызывают ожесточенные споры

0
1270
Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Гранты на партийные проекты выданы под выборы только Слуцкому и Миронову

0
901
Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Михаил Сергеев

Правительство обещает следить за эффективностью госрасходов

0
1054
В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

Иван Родин

Володин напомнил депутатам о негативной роли их предшественников в 1917 и 1991 годах

0
1064

Другие новости