Старая истина гласит: лучше поздно, чем никогда. Памятник Дягилеву хотели установить в Париже еще шесть лет назад, к его юбилею. Не получилось. Тогда выбор пал на площадь, носящую имя реформатора мирового балета, которая находится сразу за Гранд-опера. Но и роскошное здание, и территория вокруг него - собственность государства. А с чиновниками, как известно, разговор долгий. И слава Богу, что не вышло. На маленьком пятачке, вечно забитом машинами и двухэтажными экскурсионными автобусами, бюст затерялся бы, как в лавке Али-Бабы. И, найдя отговорку (кстати, резонную), что, дескать, парижская опера не являлась центральной площадкой для русской труппы, начали искать подходящее место. Нашли столичный театр Шатле. Здесь в 1909 году дебютировали "Русские сезоны". Именно его сцену впервые украсили декорации Бакста, Сомова и Бенуа. В его зале звучала музыка Стравинского, танцевали Павлова и Нижинский. Театр принадлежит столичной мэрии, и это означает большую лояльность в решении организационных вопросов. В течение года представители петербургского Центра искусств имени Дягилева готовили почву в Париже, а тем временем в Северной российской столице над созданием образа русского провинциала, прославившегося на весь мир, трудился академик Левон Лазарев. За его плечами - живописные и рисованные портреты и бронзовый бюст маэстро, мемориальная доска на доме, где Дягилев основал объединение "Мир искусства".
Нынешний театральный сезон в столице Франции ознаменован возрождением традиций почти столетней давности. Начиная с весны прошлого года Париж был увешан афишами "Русских сезонов", предварительная продажа абонементов бойким ходом шла уже в мае. Предполагалось, что торжественное открытие бюста в середине октября положит начало гастролям Мариинского театра. Но этого не произошло по причине занятости официальных лиц. И вот наконец торжественный момент: к театру подъезжает губернатор Санкт-Петербурга Яковлев, его парижский коллега - мэр Деланое идет через площадь пешком. Звучат слова благодарности за российский дар
Сдернутое полотно обнажает погрудный бронзовый портрет неутомимого пропагандиста русского искусства. Пухлое лицо, монокль, мощная шея, плечи, осыпанные цветами, - таким Дягилев предстанет перед сотнями прохожих, заполняющих ежедневно театральную площадь. В 1906 году, накануне первой выставки русских художников в Париже, он писал другу "Я берусь им показать настоящую Россию". В год празднования 300-летия Санкт-Петербурга Россия воскрешает дягилевские инициативы. Как заметил посол РФ во Франции Авдеев: "В Париже есть мост русского царя Александра III, теперь к нему прибавился интеллектуальный мост Дягилева".
Париж