0
922
Газета Культура Интернет-версия

28.01.2003 00:00:00

Принц и свобода

Тэги: габт, фадеечев


Алексей Фадеечев

В детстве, часто бывая за кулисами Большого театра, я, маленький мальчик, по отзывам взрослых мог судить о том, каков мой отец - танцовщик и человек. Буквально каждый, кого я встречал в театре, отзывался о нем по-доброму. Я постоянно слышал: "У тебя, Алексей, отец - замечательный артист". По-моему, это дорогого стоит: ведь их никто не тянул за язык. Потом, когда я сам начал танцевать (после того как отец оставил сцену), ко мне часто подходили зрители, рассказывали, что Николай Фадеечев всю жизнь был их кумиром.

С момента лондонских гастролей ГАБТа в 1956 году отец приобрел на Западе репутацию звезды. Он часто выступал за границей, и впоследствии практически в каждой балетной труппе обнаруживался артист или педагог, который когда-то танцевал рядом с моим папой и с восторгом вспоминал об этом в разговорах со мной, как, например, английский хореограф Питер Райт (он когда-то был в "Жизели" оруженосцем при Николае Фадеечеве-графе) или руководитель труппы Бостонского балета Брюс Маркс. В начале 60-х на одном респектабельном приеме в Америке папа оказался рядом с президентом Кеннеди и хореографом Джорджем Баланчиным. И Кеннеди предложил: "Господин Фадеечев, не хотели бы вы поработать в труппе мистера Баланчина?" Отец на всю жизнь запомнил, какие при этом стали лица у советских чиновников и театральных руководителей: ведь на их глазах совершалась идеологическая диверсия! Конечно, из этого предложения ничего не вышло, времена были не те...

В мире отца знают очень хорошо, но в России танцовщик Николай Фадеечев известен меньше, чем многие его коллеги по Большому театру. Возможно, потому, что папа не участвовал активно в новых постановках конца 60-х - начала 70-х и никогда не занимался устройством своей карьеры. В 1958 году отец - первым из советских артистов - получил премию Нижинского в Париже. Из одного этого можно было бы раздуть славу до небес. Помню, мама его спрашивала: "Другие здесь преуспели, там отметились, а ты - нет, тебе не обидно"? Он отвечал: "Они утром просыпаются и думают: туда надо коробку конфет отнести, с тем нужно вместе выпить. А я позволяю себе быть свободным". Для многих эта позиция - просто упущенные возможности. Но для тех, кто понимает, такая внутренняя свобода стоит всего.

Отец - выдающийся классический танцовщик. Он мог делать, причем с кристальной чистотой, такие вещи, которые до сих пор мало кто делает, например в "Спящей красавице" - вращения в арабеск поочередно в обе стороны. А его прыжки взгляд зрителя успевал зафиксировать в воздухе, что производило необыкновенное впечатление. Но репутации сверхвиртуоза у него нет, потому что папа считал неприличным искать дешевой популярности и легких аплодисментов, выставляя технику напоказ. Из репетиций с отцом я понял, что в нем сокрыта мощная актерская энергия, которая почти не нашла достойного воплощения. Так сложилось, что обстоятельства почти "замкнули" отца в академическом репертуаре. У него было мало неклассических ролей: Фрондосо в "Лауренсии", Каренин в "Анне Карениной", Хосе в "Кармен" и еще до этого - советский шофер Ильяс в балете на современную тему по повести Чингиза Айтматова.

Но зато отец был идеальным балетным принцем. Его, единственного из советских артистов, приглашали в Англию станцевать Альберта в фильме-балете "Жизель" с прима-балериной Ковент-Гардена Надей Нериной в главной женской роли. Он прекрасно чувствовал балерин. Вспоминая своих сценических партнеров, Галина Уланова говорила, что самые "удобные" ей руки в дуэтном танце были у моего отца. И пресса у него всегда была хвалебная. Как-то на даче я нашел огромную кипу рецензий. Прочел - восторг критики невообразимый! Любимая похвала на Западе: "Николай Фадеечев - самый аристократический коммунист".

Он необыкновенно естествен в своем сценическом благородстве. Марина Тимофеевна Семенова говорила, что она на всю жизнь запомнила эпизод: Николай Фадеечев в роли принца Дезире из "Спящей красавицы" царственно спускается по лестнице. К отцу подходили поклонники прямо на улице и рассказывали, что они были в восхищении от его Зигфрида в "Лебедином озере". Там отец выходил на сцену, смотрел вдаль и задумчиво начинал снимать перчатки: медленно и отчетливо, палец за пальцем. От этого королевского жеста зрители не могли оторвать глаз.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
568
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2290
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1507
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1141

Другие новости