Соединив, казалось бы, несоединимое, фонд решил разом вручить традиционную премию "Московская премьера", сообщить всем интересующимся (каковых оказалось немало) о том, что Эймунтас Някрошюс продолжает работу над "Вишневым садом" и отпраздновать 140-летие со дня рождения К.С. Станиславского.
Некоторый сумбур, конечно, чувствовался. Но - самое главное! - Станиславский внакладе не остался: все приглашенные, и лауреаты не забыли сказать несколько неформальных добрых слов в адрес основоположника. Официальное же "приветствие" по случаю 140-летия произнесли друг за другом Марк Захаров и Олег Табаков. "Отталкиваясь" от пирожных со взбитыми сливками, которыми угощали гостей в "Балчуге", Табаков сказал, что Станиславского правильнее сравнить с черным хлебом театрального дела - "так же, как покойная Наталья Анатольевна Крымова сравнила однажды с черным хлебом Олега Николаевича Ефремова".
О значении Станиславского в своем творчестве сказал даже - и искренне! - Вячеслав Полунин: в тамошних, западных, газетах не раз, по его словам, писали, что Полунин "чешет клоунаду по Станиславскому". Хотя самый первый спектакль, который Полунин и его друзья сознательно попробовали поставить по "Системе", попросту провалился.
Что касается премии, которую вручают ежемесячно (но по понятным причинам минувшей осенью случился перерыв), то ее в этот раз вручали не одному, а сразу двум актерам: жюри решило дать премию одновременно и мастеру и начинающему. Из мастеров выбрали Василия Бочкарева, роль которого в спектакле Сергея Женовача "Правда - хорошо, а счастье лучше" все признали шедевром. Из начинающих не менее единодушно была избрана Алла Каравацкая, сыгравшая "Шуру" в спектакле Сергея Яшина "Черное молоко".
Эймунтас Някрошюс в этот раз появился на публике, чтобы объявить о распределении главных ролей в его "Вишневом саде". Итак, Людмила Максакова будет репетировать Раневскую, Андрей Ильин - Гаева, Алексей Петренко назначен на роль Фирса. Кроме того, Евгений Миронов вроде бы назначен на роль Лопахина, а присутствовавший в зале Игорь Гордин не скрывал, что Някрошюс его тоже "выбрал", но самой роли в чеховской пьесе актеру еще не назвал.
Согласившись произнести несколько слов о Станиславском, Някрошюс то и дело повторял, что после Захарова и Табакова можно только присоединиться к уже сказанному, но между прочим вспомнил, как в годы учебы в ГИТИСе весьма легкомысленно и даже пренебрежительно относился к "Системе": "И, наверное, правильно". Значение и смысл учения и мыслей К.С. открылись позже. Не исключено, что на родине Станиславского он попробует поставить Чехова по его, Станиславского, "заветам". Напомним, что премьера должна состояться в июне в Москве и в Вильнюсе.