- Месье Пети, почему вы выбрали для Большого именно "Собор Парижской Богоматери", ваш старый спектакль, который к тому же шел в Мариинском театре в конце 70-х?
- Я не выбирал. Это название мне предложили директор театра Анатолий Иксанов и руководитель балетной труппы Борис Акимов. Сначала они хотели, чтобы я поставил балет на русскую тему. Я перечитал всю вашу литературу, но... Чехов слишком камерный, невозможно занять большую труппу. Толстой, наоборот, очень глобальный, в балет не влезет. По Пушкину я уже поставил здесь "Пиковую даму". Мне предлагали "Маскарад" Лермонтова, а я, в свою очередь, предлагал Маяковского, которого очень люблю, я дружил с Лилей Брик и уже ставил о поэте спектакль в Марселе. В конце концов мы с Большим театром сошлись на "Соборе". Я предупредил, что этот балет идет в нескольких труппах мира, но мне ответили: "Эти труппы на гастроли не ездят, а мы ездим".
- Вы сами выбирали составы исполнителей?
- Сам. Николай Цискаридзе захотел станцевать Квазимодо. Я работал с ним на "Пиковой даме". Необыкновенно интересный артист, умно работает, я его очень люблю. Квазимодо второго состава - Дмитрий Белоголовцев. Очень сильный, чувственный. Эсмеральда - Светлана Лунькина. Ей всего 22 года, и эта балерина становится все лучше и лучше. С Яном Годовским (Клод Фролло) я работаю в первый раз, он хорош. У нас пока проблема с исполнителем роли Феба.
- А разве не Андрей Уваров должен танцевать Феба?
- Да, но у Андрея травма ноги. Посмотрим, как быстро он войдет в норму.
- А не соблазнит ли вас идея сделать балет о Мариусе Петипа?
- Петипа - великий хореограф, но я читал его биографию. Его жизнь не годится для балета. Она слишком спокойная. Если меня еще раз попросят поставить что-то в Большом, я предложу балет о Рудольфе Нурееве.
- Вы дружили с Нуреевым и написали о нем книгу...
- Я все больше осознаю, что Рудольф явился на землю, как ангел. Он был и белым ангелом, и черным одновременно. В моем балете не будет смакования секса или скандальных похождений Нуреева. Я задумал историю о гении балета, сжигавшем себя, прожившем короткую жизнь. Нуреев танцевал больше двухсот спектаклей в год. Как-то я спросил его: "Сколько же ты зарабатываешь?" Он ответил: "Мало. В следующем году надо больше".
Но очень трудно найти исполнителя, который мог бы сделать роль. Это будет кто-то молодой и неизвестный, чтобы появился в искусстве внезапно, словно комета, как когда-то Нуреев. Но в то же время этот мальчик должен божественно танцевать.
- Хореограф Ролан Пети известен с 40-х годов прошлого века. За столько лет не надоело это занятие?
- Без балета мне становится очень скучно. Когда я возобновляю свои старые постановки, вот как сейчас "Собор", - это большая работа. Если же сочиняю новые, меня это необычайно забавляет. Мы провели чудные мгновения вместе, когда я ставил в Большом "Пиковую даму" с Илзе Лиепой и Николаем Цискаридзе. Не забывайте, что Старой графине у Пушкина почти девяносто лет. Молодой мальчик должен стать партнером очень пожилой дамы. И как это сделать танцевально? Вот где интерес!
- Вы работали с Фредом Астером, и в длинном списке ваших постановок есть мюзиклы. Не тянет ли вас тряхнуть стариной и попробовать еще раз?
- Я знавал несколько выдающихся артистов. Нижинский, который посещал мои спектакли и прислал мне благодарственное письмо. Нуреев. Барышников. И Фред Астер. Он был... (целует кончики пальцев). Что касается мюзиклов, я не бросал этого занятия. Моя жена Зизи Жанмер была звездой мюзик-холла, теперь у нее свое шоу, для которого я сочиняю танцы.
- Издана ваша книга "Я танцевал на гребне волн". О чем она?
- Название взято из поэмы Артюра Рембо. Перефразированная его строчка "Я как бы шел по гребню волн". Это книга воспоминаний: как артисту всю жизнь приходится переезжать с континента на континент, пересекать моря и океаны.
- Российские артисты балета любят создавать балетные династии. А ваша дочь имеет отношение к танцам?
- Нет. Она занимается литературным творчеством. Пишет слова для песен, в том числе и для своей матери, Зизи Жанмер. Недавно получила премию в Англии - за лучший текст.
- В прошлый приезд в Москву вы жаловались, что ведете здесь непривычный образ жизни: едите много пирожных...
- Это просто ужасно! В отеле "Марриотт", где я живу, сладкое оставляют в номере. Вчера ночью я проснулся оттого, что в спальне пахло шоколадом. Такой соблазн! Пришлось встать и все съесть.
- Во время встречи с московскими зрителями вам задали вопрос: "В чем секрет вашей молодости?" Вы ответили загадочно: "Я не говорю о том, о чем мне хотелось бы говорить"...
- Я так сказал? Интересно... Вообще-то мой секрет молодости прост: гимнастика и еще раз гимнастика. Заниматься у балетного станка каждый день. Я тут у вас два дня пропустил, но завтра начну. Конец всем интервью - и в класс.