Тем не менее идея дирижерской коллегии менеджменту оркестра понравилась и с нового года претворяется в жизнь. Идея эта, кажется, может быть названа настоящим ноу-хау Сергея Маркова: нигде в мире оркестры не "обходились" еще набором хороших дирижеров, из которых ни один не отвечает за процесс от первого до последнего слова (в данном случае - от первой до последней ноты).
К середине января в дирижерскую коллегию согласились войти Кент Нагано, Пааво Берглунд и Кристиан Ганш. Помимо них в коллегию входит и Михаил Плетнев, который с января приступил к исполнению обязанностей художественного руководителя РНО. Но на практике это руководство не выразится ни в увеличении числа совместных концертов, ни даже во времени, которое Плетнев будет проводить со своим детищем. По нашей информации, изменение статуса не приведет даже к изменению гонорара Плетнева. Плетнев становится художественным руководителем, но не будет главным дирижером. Так что создание дирижерской коллегии на практике лишь окончательно закрепило нынешний статус директора - как единственного постоянного и полноправного руководителя коллектива (в этой связи можно вспомнить, что в дни конфликта директор предложил оркестру собраться и решить, кому остаться в оркестре - ему или Владимиру Спивакову; Спиваков посчитал такое голосование бессмысленным и попросил его отменить).
После последнего концерта РНО со Спиваковым, накануне Нового года, Марков предложил и ему войти в коллегию, но получил отказ. Это, правда, не означает, что контакты маэстро с оркестром закончились, - Спиваков продолжит выступления, но уже как приглашенный дирижер. Директор коллектива говорит, что переход к дирижерской коллегии - дело совершенно естественное и в широком смысле такое нововведение, по его мнению, следует рассматривать в русле общемировых тенденций, как одно из проявлений глобализации всего и вся. Посмотрим. Тем более что к дирижерской коллегии первый частный оркестр России переходит в тот самый момент, когда конкуренты РНО получают грант президента России. Как известно (см. "НГ" от 11.01.03), с нового года семь музыкальных коллективов России получили дополнительные деньги (так что заработная плата оркестрантов составит от 400 до 1400 долларов в месяц). По словам Сергея Маркова, РНО не сможет платить первым скрипкам по полторы тысячи. Придется заинтересовывать музыкантов интересной работой. В любом случае президентский грант - еще одна головная боль для менеджмента РНО.
Остается ждать концерта с Кентом Нагано, который обещает продирижировать прелюдами Листа, Вторым фортепьянным концертом Шопена (солист Мари Кодама) и Фантастической симфонией Берлиоза. К слову, держатели абонементов РНО места на февральский концерт с Нагано получат в обмен на отмененный мартовский концерт со Спиваковым.