...Еще тридцать лет назад, в момент создания "Интроданса", руководство труппы поставило задачу - найти форму подачи балетного материала, которая современно выражала бы вечные чувства и мысли, волнующие и простых, и продвинутых. Главе "Интроданса" Тону Виххерсу, воспитанному в естественной эволюции жанров, без гонений на авангард и без насильственной апологетики академизма (как у нас), никогда не придет в голову подражать эстетике столетней давности. Но тот же Виххерс никогда не назовет классический балет "папиным кино" и в угоду моде не забросит танец как главное средство выразительности.
Три одноактных спектакля голландских хореографов почти стихийно сложились в единое ангельское целое. В экстазе слились поставленный несколько лет назад "Мессия" хореографа Эда Веббе и такой же давности опус "Пять поэм", сделанный Нильсом Кристом. Кроме великой музыки (соответственно оратория Генделя и вокальный цикл Вагнера) бессюжетные балеты-драмы объединяет качественный уровень неоклассической хореографии и трудно классифицируемые персонажи, действующие на сцене параллельно с персонажами-людьми. Можно считать их ангелами.
"Мессия" и "Пять поэм" - теологическая дилогия. В первом опусе наша бренная жизнь есть отзвук бесконечной вселенской мистерии, во втором - ангельское и человеческое ("слишком человеческое", как говорил Ницше) безнадежно перемешано. Герой "Пяти поэм" уже не судья греха и добродетели, застывший в божественном отстранении и холодном совершенстве, как в "Мессии", но нервный ангел-хранитель, обитающий в гуще земных тревог и в богатом воображении влюбленной женщины. Где два "ангельских" балета, там и третий, забавный "Палимпсест" Виххерса, сочиненный уже в иронии, с использованием минималистской музыки и "улыбчивой" хореографии, приличествующей такой партитуре: босоногие "дети - цветы жизни", одетые в костюмчики "колокольчик на лугу", беспечно резвятся, словно бабочки-однодневки, тянутся к свету, обмирают от тьмы...
Главное достоинство: вышеуказанные идеи не подаются литературно, но "подсознательно" скрыты в музыкально-пластических решениях. Добротные голландские балеты, стоически исполненные солистами "Интроданса" на непривычном и оттого весьма неудобном покате сцены, - для нас великое непаханое поле. И критиковать исполнителей за то, что они не танцуют на уровне артистов Большого, мы имеем право лишь тогда, когда начнем учиться у провинциальной европейской труппы. А поучиться есть чему. Например, как, не зацикливаясь на традициях, освоить многообразные достижения мировой хореографии XX века. Или как создать балет, в котором логика танца длится и развивается от структуры музыки, а не волюнтаристским, немузыкальным, непластическим "я так хочу" (как ставит большинство наших "крупных хореографов").
...Больше всего публике понравился семиминутный номер "Пойманный". Пока зрители жмурились, пытаясь привыкнуть к миганию стробоскопа, на сцене прыгал солист, волею американского хореографа Дэвида Парсонса создавая иллюзию вечного парения. И это необходимая логическая точка. В конце концов - ангелы умеют летать.