Уже шесть лет прерывающийся на праздники музыкальный сезон в начале января возобновляется. За несколько дней мы слышим огромное количество камерной музыки, видим молодых музыкантов, имеем возможность следить за их развитием. Вообще-то на "Возвращение" приятней ходить в том случае, если ты был на прошлогоднем - лица участников знакомы, и замечательная атмосфера "друзей на сцене" и "друзей в зале" становится особенно близка.
Когда фестиваль проводится в шестой раз, уже перестаешь воспринимать его как нечто молодежно-умилительное и веселенькое. Начинаешь относиться как к одному из полноправных фестивалей города. Про то, как придумали фестиваль, уже писали не раз. Выпускники Гнесинки разъехались по всему миру. Стали необыкновенно быстро и в прямом смысле слова делать карьеру. И решили, приезжая домой на Новый год, заодно и праздновать, и встречаться, и играть в одном из лучших залов Москвы - Рахманиновском зале консерватории. Простая и искренняя эта идея оказалась долговечной, и уже в шестой раз на всех концертах фестиваля зал был полным. Надо заметить, что сами организаторы фестиваля Роман Минц и Дмитрий Булгаков не без некоторого удивления воспринимают такой успех. На вопрос, чем этот фестиваль отличается от предыдущих пяти, Минц ответил: "Он лучше!", а Булгаков: "Публики больше".
Большинство участников - наши соотечественники. Однако есть и те, кто не имеет к Гнесинке никакого отношения. К примеру, пианист Фредерик Д"Ориа Николя, с приятной старомодностью сыгравший на фестивале Девятую сонату Скрябина. Из иностранцев приехали еще трогательная пианистка Эвелин Чанг, экспрессивный альтист Кшиштоф Коржельски и без преувеличения уникальный пианист Чарльз Оуэн. В прошлом году Оуэн уже участвовал в фестивале. В этот раз, к сожалению, играл он меньше, чем в прошлом году, но не менее удивительно - с необыкновенным вниманием к каждой ноте, фразе, к автору, публике, к коллегам по сцене. В "Kegelstatt" трио Моцарта вместе с Кшиштофом Коржельски и кларнетистом Евгением Варавко Оуэн продемонстрировал фантастическое умение находить общий язык с полярно разными музыкантами. Моцарт Коржельски - гиперактивный, с бьющей через край и не всегда вовремя энергией; Моцарт Варавко - умиротворенный, сдержанный, пасторальный, замечательно звучащий, и Моцарт Оуэна - свежий, умытый, бодрый, с внутренним стальным стержнем темпов и внешней свободой и игривостью. На первый взгляд кажется, что об ансамбле в этом случае говорить невозможно - слишком велика разница в отношении к исполняемому. И тем не менее трио прозвучало - живо, обаятельно.
Надо заметить, что на каждом из четырех концертов фестиваля были свои хитовые номера. На открытии Екатерина Апекишева, Борис Бровцын, Кшиштоф Коржельски и Алексей Саркисов положили публику на лопатки исполнением фортепианного квартета Дворжака. Масштабный, с фигурами высшего пилотажа в смысле техническом и еще более трудный в смысле композиционном квартет был сыгран безупречно в обоих смыслах. В наибольшей степени благодаря пианистке Екатерине Апекишевой. Ее партия сложнее, чем у струнников, и, в общем-то, является не одной из партий ансамбля, а полноценным фортепианным концертом. Апекишева вопреки распространенному представлению о женской игре как о чем-то манерном и хиленьком своим напором и мощью даже напомнила Марту Аргерих. А на заключительном концерте Апекишева блистательно исполнила свою партию в фортепианном трио Шуберта вместе со скрипачом Борисом Бровцыным и виолончелистом Борисом Андриановым. К сожалению, перечислить все удачные номера не получится. Остается только надеяться, что в следующем году, после того как закончится cедьмой фестиваль "Возвращение", удастся рассказать еще о многих участниках, о которых не удалось рассказать сейчас.