Итак, конкурс объявлен. Прошлогодняя история с проектом Эрика Мосса, который предложил несколько "мешков с мусором" (внешне новое здание Мариинского выглядело именно так), забыта как страшный сон, о котором может напомнить разве что сам проект Мосса (говорят, за сотни тысяч долларов проект закуплен для коллекции московского Музея архитектуры). А согласие Мосса принять теперь участие в заказном конкурсе свидетельствует, что с его стороны обид нет. Статус конкурса, правда, звучит несколько иначе: во исполнение приказа министра культуры он называется "международный конкурс с приглашениями на разработку проекта". В подробном пресс-релизе говорится: "Оригинальный и запоминающийся образ нового здания Мариинского театра призван стать новой визитной карточкой Санкт-Петербурга и независимо от степени радикальности дизайна образовать гармоническое целое с урбанистическим и культурным контекстом Санкт-Петербурга". Упоминание о радикальности вроде бы снова заставляет вспомнить проект Мосса. Хотя в списке тех, кого позвали поучаствовать, есть и иные радикалы: японец Араки Исодзаки, например. Чем не радикал? Видевшие с удовольствием опишут его "Граншип", театр-корабль, внешне больше похожий на подводную лодку, театральный мультиплекс, если угодно, с тремя залами, выстроенный в японском городе Шизуока к Всемирной театральной олимпиаде. Приказ министра вышел в августе прошлого года. Тогда же начала работать отборочная комиссия, которой руководил главный архитектор Санкт-Петербурга Олег Харченко. Комиссия и составила окончательный список участников. При этом от самих участников требовалось лишь согласие на участие, а комиссия изучала только возможности архитектурных бюро, их готовность справиться с масштабным заданием. Как утверждает наш собеседник из окружения главного архитектора Санкт-Петербурга, для комиссии было также важно, чтобы не было какого-либо национального "перевеса", то есть чтобы каждый континент или страна были представлены более или менее гармонично.
В конце концов в список соискателей попали: "Моспроект-4" Андрея Бокова и "Городской институт архитектуры в Санкт-Петербурге" Олега Романова; "Studio Mario Botta" Марио Ботта (Швейцария) (тут кстати вспомнить, что Ботта уже имеет опыт работы в Санкт-Петербурге, его проект был одобрен в свое время всеми инстанциями, но в самый последний момент потерял инвесторов и так и остался на бумаге); петербургское архитектурное бюро "Земцов, Кондиайн и партнеры"; ателье Арата Исодзаки "Nogizaka Atelier"; московская группа "Сергей Киселев и партнеры"; калифорнийское бюро американца Эрика Мосса; француз Доминик Перро; санкт-петербургская команда "Рейнберг, Шаров. Архитектурная мастерская"; "Остоженка" Александра Скокана; австриец Ханс Холляйн; "Erick van Egeraat Associated Architects" из Нидерландов. Как и было обещано Олегом Харченко, баланс сил примерно равный: 5 российских и 6 зарубежных команд. (Напомню: в минувшем ноябре, когда в России еще умело хранили всю информацию в тайне, в Японии уже с гордостью обсуждали приглашение Исодзаки строить новое здание Мариинского театра.)
Так как конкурс заказной, то вне зависимости от его результатов все участники получат гонорар в 30 000 американских долларов. На все про все отведено 10 месяцев, на саму работу архитекторов - четыре месяца. Пресс-конференция открывает небольшую научно-практическую конференцию, все участники получат техническое задание, смогут ознакомиться с будущей стройплощадкой, узнают геологическую ситуацию и т.д. С 16 января начинается работа. Вместе с участниками конкурса по коридорам Мариинского театра и по улицам города прогуляются и члены жюри. Оно тоже международное. В его составе - Валерий Гергиев, президент Союза архитекторов России Юрий Гнедовский, технический директор Метрополитен-оперы Джозеф Кларк, ректор МАРХИ Александр Кудрявцев, исполнительный директор архитектурной премии Притцкера Билл Лейси, Михаил Пиотровский, директор "Эрмитажа", главный архитектор "ЛенНИИпроекта" Владимир Попов, директор Международного форума современной архитектуры "Аedes - Berlin", советник министра культуры Германии по вопросам архитектуры Кристин Фрайрайс, итальянский архитектор Массимилиано Фуксас, главный архитектор Санкт-Петербурга Олег Харченко и еще несколько человек.
Новое здание Мариинского театра предположительно будет иметь общую площадь около 39 тысяч кв. метров и зрительный зал на 2000 зрителей (старое имеет 1700 кресел). Как и предполагалось, два здания должны в итоге образовать единый театральный организм - их объединит технологический коридор для транспортировки декораций в виде стеклянного моста через Крюков канал. По идее организаторов конкурса, такая "связка" не испортит хрестоматийных, знаменитых по живописи и многочисленным литературным описаниям видов города.
К 12 мая конкурсные разработки будут представлены в секретариат конкурса, а со 2 по 16 июня все желающие смогут познакомиться с ними на выставке в парадной анфиладе Академии художеств. Неделю поработает экспертная комиссия, в два дня необходимо уложиться жюри. Победителя собираются объявить 28 июня. А само здание предполагается возвести к 2009 году.
Санкт-Петербург-Москва