Нестарым еще "Ликам любви" уже достаточно лет, чтобы заключить: были в их истории свои взлеты и падения. Иногда программы походили на пиршественные столы, прошлогодний фест, напротив, вышел не слишком завлекательным. Впрочем, несмотря ни на что, "Лики" действительно любимы. Локальный тематический киносмотр восьмой год подряд становится непосредственным продолжением новогодних и рождественских торжеств, превращая весь январь в нескончаемый "просто праздник какой-то"!
Похоже, дирекция фестиваля услышала справедливую критику, раздававшуюся год назад и со страниц "НГ": на этот раз конкурсные показы пройдут на лучших столичных площадках - в Большом зале Дома кино и в уютно-буржуазном "Ролане". Поклонникам ретро придется довольствоваться менее благоустроенным Белым залом ДК и "Миром Кинотавра".
Архивная секция "Ликов" не столь неожиданна, как в былые годы, когда ее составляли скандальные секс-хиты или "Тоталитарные романы ХХ века", но вполне достойна. Оцените своеобразный юмор организаторов, обозвавших две части ретроспективы строчками попсовых песен - "Ах, какая женщина!" и "Ах, какой был мужчина!". Фильмов же, отвечающих вкусам поклонников подобного рода музыкальных произведений, не так много. Разве что слащавая "Эммануэль" с "ах, какой" Сильвией Кристель да выкопанная из нафталиновых госфильмофондовских комодов "Королева Шантеклера" с Сарой Монтьель. На эту балаганную "королеву" есть другая, кровью почище и мастью покруче, - "Королева Кристина" Рубена Мамуляна с сияющей Гретой Гарбо. Кроме того, обещаны Роми Шнайдер в "Простой истории" Клода Соте, Марлен Дитрих в полузабытом шедевре Жака Фейдера "Рыцарь без лат", Жерар Филип, грациозно, именно что импрессионистски сыгравший Амедео Модильяни в "Монпарнасе, 19" Жака Беккера, Жан-Поль Бельмондо в визитной карточке "новой волны" "На последнем дыхании" и Брижит Бардо в предвосхищающей "нововолновую" свободу драме Роже Вадима "┘И Бог создал женщину".
Уместно в этом списке выглядела бы и давняя лента Стэнли Креймера "Оклахома как она есть", однако ее показ значится "Специальным событием". Все потому, что главной приглашенной звездой фестиваля должна стать Фэй Данауэй. Правда, пока (на момент заблаговременного написания этого текста) на вопрос, будет ли госпожа Данауэй стопроцентно гостем к нам, организаторы отвечают неопределенно.
"Запретных плодов", обычно придающих пикантную остроту, на фестивале 2003 года почти не будет. Для открытия припасена добротная французская картина с Жюльетт Бинош и Жаном Рено "Разница во времени" (она же "История любви"); эротических вольностей, явленных на открытии прошлогоднем в мексиканском фильме "И твою маму тоже", не ждите. Есть одно исключение в виде "фильма-сюрприза", название которого ваш обозреватель клятвенно обещал не разглашать. Намекнем лишь, что, как и прошлогодний "сюрприз" "Малхолланд Драйв" Дэвида Линча, нынешний секретный фильм способен радикально расширить сексуальные горизонты "Ликов" и принадлежит еще одному "альтернативному" американцу, творчество которого охотнее воспринимается в Европе.
Главным событием конкурса обещает стать один из вероятных претендентов на премию "Оскар", фильм "Вдали от рая" Тодда Хейнса, экспериментатора и изобретателя. Когда-то он прославился "Ядом", экранизацией трех новелл Жана Жене, где с ловкостью эквилибриста стилизовал одну часть под документальный репортаж, другую - под барочный гей-романс, третью - под черно-белый параноидальный хоррор 50-х. В его жутковатой "Безопасности" свою лучшую роль сыграла Джулианна Мур. Мур и Хейнсу нравится работать вместе, а результат их совместных усилий, похоже, нравится другим.